Кризис семьи

Следовательно, общество в нынешнем 2015 году не может заместить уходящее поколение новым. В будущем ситуация только ухудшится, ибо в репродуктивный период вступает малочисленное поколение женщин, родившихся в 90-е годы XX века.

Браки, которые заключались в органах ЗАГС, теряют свою нормативность, уступая место сожительствам, официальному безбрачию. И это ещё один выпад против института брака.

Развод супругами не воспринимается как проблема, его возможность закладывается уже до заключения брака, что характеризуют брачные договоры, заключаемые неравновесными по доходам партнёрами при создании официальной супружеской пары.

Родители и дети стараются жить отдельно. В одних случаях старшие поколения могут помочь в воспитании внуков, в других – такой вариант родственной помощи, оказывается невозможным, и межпоколенные связи рвутся.

Так в России складывается модель некоего союза, определить который непросто. Браком в традиционном смысле его не назовёшь, скорее всего, это партнёрство, и данный термин, характеризующий интимные связи мужчины и женщины, активно используется в западной социологической литературе на протяжении 30 лет.

Семьёй партнёры становятся, если у них появляется ребёнок, но и тут возникает проблема: рождение детей откладывают на более поздние сроки, но не всегда сохраняют отношения до появления ребёнка. Новый союз проходит этот путь сначала. Есть уже и новая практика – отказа от рождения детей в принципе.

Без объяснения причин молодые пары отказываются обременять себя детьми – даже и при возможности заключения официального брака. Таким образом, семья не образуется вообще.

В других случаях создаётся неравновесный аналог – женщина обзаводится ребёнком, а то и не одним. Социологи и демографы называют такой тип семьи осколочным, материнским. Понятно, что выполнить все социальные функции, которые на семейную группу возлагаются, один родитель – мать или отец (в случае смерти матери, развода или лишения её родительских прав) – не может.

Следовательно, в начале XXI века сложно однозначно сказать, существует ли в российском обществе единая модель семьи, брака, принятая им безусловно. Скорее можно говорить о брачно-семейных отношениях, которые в прямом смысле нельзя назвать ни браком, ни семьёй. В этих отношениях задействовано немало представителей различных родственных групп: матери и отцы, бабушки и дедушки, сыновья и дочери, иные родственники. Интересы у каждой группы свои. При пересечении они порой вступают в противоречия, нарушая не только предполагаемое семейное единство, но и межличностные отношения между самыми близкими людьми, деформируя личности участников внутрисемейного кризиса: и детей и взрослых.

Возникает вопрос о том, согласно ли большинство россиян с такой моделью брака и семьи?

Свою модель семьи предлагают здравомысляще учёные – социологи и демографы университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Волгограда, Уфы, Саранска, Екатеринбурга, Магнитогорска, Челябинска, Новосибирска, Ростова -на-Дону, и т.д., занятые исследованием состояния российской семьи и анализом вариантов развития. Данная модель семьи существует в реальности, поддерживается пока ещё большинством населения, которое, к сожалению... Самое главное – эта модель остро необходима государству российскому во имя сохранения его в существующих границах и нынешнем этнокультуральном виде.

1. Прежде всего в России ещё доминирует семья в гражданском браке в заключенном официально. При этом большинство браков – первые. Повторные не составляют большинства, что радует: ведь такие браки и распадаются вдвое чаще, чем первые. Это первая позиция, которую нужно и далее отстаивать, не поддаваясь на провокации противников традиционной семьи и сторонников свободного брака – сексуального союза пары, ничем и никем не обремененного.

2. Российские семьи всё чаще становятся неполными – таковых почти треть (26, 6% детей до 18 лет рождаются в таких семьях), судя по данным Всероссийской переписи населения 2010г. И именно такие дети чаще оказываются на учёте в органах внутренних дел (43,4% от всей детской популяции с девиантным поведением).Чаще всего неполные семьи изначально внебрачные либо послеразводные. Однако две трети семей всё-таки включают в себя обоих супругов (родителей), что говорит о наличии семейного потенциала российской семьи, который нельзя сбрасывать со счетов. Полнота семейной структуры – вторая важная составляющая модели семьи, столь необходимой России.

3. Пока этой модели помогает отсутствие в российском законодательстве пунктов, одобряющих однополый брак. Попытки ввести подобные союзы законодательно с тем, чтобы разрешить впоследствии создание однополых семей в России, предпринимались неоднократно, начиная с 90-х годов XX века. Нынче начался очередной этап похода против традиционных семьи и брака: существующая гетеросексуальная и полная семья объявляется устаревшей, не соответствующей потребностям обновлённого общества. Традиционная семья обозначается как естественная, биологическая, лишённая гражданского начала, поскольку в ней мужчина и женщина вступают в предназначенные природой половые отношения и естественным путём производят на свет ребёнка, нарушая тем самым права гомосексуальных и лейсбийских меньшинств.

Между тем фактически здесь идёт игра слов, как и с термином «гражданский брак». Современная российская семья во всех смыслах современна: отношения супругов далеко не патриархальны, как и взаимоотношения поколений. Псевдонаучные сентенции о традиционности современной российской семьи как её «проблеме» представляют собой не что иное, как популистские по своей природе заявления, попытку придать законоподобное звучание недоказанным аргументам и фактам.

При этом нельзя игнорировать факт наличия в обществе однополых союзов и среди мужчин, и среди женщин.

4. Структура семьи и её сексуальная направленность состыкуются с такой существенной её характеристикой как наличие детей. Как отмечают демографы, рождение одного ребёнка чревато родительским одиночеством в старости: в немалой доле семей дети умирают раньше родителей. Для замещения поколений необходимо, чтобы не менее 50% супружеских пар имели не менее трёх детей. В современной России таковых только 5%, согласно переписи 2010 года.

Между тем, семья может существовать только тогда, когда она рождена в эмоциональном (чувственном), экономическом (финансовом) и социальном комфорте. Социальное благополучие семьи – ещё одна важнейшая составляющая её желаемой модели.

Всё сказанное требует осмысления политиками, которые на законодательном и исполнительном уровнях власти оказывают наиболее существенное влияние на семью – на уровнях от муниципального до федерального.

Нужно работать с общественным мнением, формируя позитивный образ семьи с обозначенными выше характеристиками, и прежде всего с коммерческими СМИ, которые и формируют те самые модели семьи, о которых шла речь выше. Дезорганизацией институт семьи во многом «обязан» телевидению, радио, интернету, глянцевым журналам: они негативно влияют как на воспитание молодежи, так и на этнокультурное будущее России.

Наконец, нужно обучить взрослых и детей, подростков, юношество основам семейной жизни….

Планомерное и системное воздействие на сознание учащихся в плане продвижения семейных ценностей, укрепления авторитета традиционной семьи – реальная возможность к возрасту сознательного вступления в брак и создания семьи добиться зрелого социального отношения к вопросам личного, интимного характера.


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"