Весь мир меняется, надо быть готовым эти принять

В Ижевске прошел семинар для учителей начальных классов «ФГОС. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Текстовая задача как средство формирования универсальных учебных действий». Лектором НОУ «Дом учителя» пригласил Светлану Александровну Козлову, автора учебников и пособий по математике для начальной и средней школы, к.п.н. (г. Москва). С ней состоялась наша беседа о стандартах, семинаре и современной школе.

- Тема семинара – работа с текстовой задачей. Но это не просто конкретная педагогическая тема - она имеет выходы на все требования новых образовательных стандартов. Сейчас огромное количество учителей испытывает затруднения с тем, как эти новые стандарты реализовывать на практике. Ученые и чиновники предлагают документы, где все красиво описано и есть требования, а педагогу надо понимать, как в каждодневной работе с детьми это будет реализовываться, и как они к заданным результатам придут. Семинар должен это подсказать. Учителя обычно рады таким встречам: это все-таки математика, которая является одним из основных курсов для школы любой ступени, а для начальной - важнейшим, наряду с русским языком и чтением. На этом базировалась школа и, надеемся, будет базироваться.

- То есть идеи стандартов образования старшей школы вы не разделяете?

- Нет, я разделяю полностью идеи и для старшей школы. Просто, к сожалению, их обсуждает не профессиональная публика, плохо понимающая, в чем их суть. Стандарты по своим идеям хороши, но очень плохо написаны. Нельзя было с таким сырым документом выходить на нашу широкую общественность. К сожалению, у нас в стране все умеют лечить и все умеют учить - люди начинают давать свои замечания, будучи вне темы. У уважаемых в педагогике людей к идеям стандартов вопросов нет, мы все очень рады, что они наконец-то пришли к нам как закон. Мы бьемся уже много лет, чтобы образование стало личностным, дифференцированным, чтобы на ребенка смотрели как на личность, а не гнобили его общим образованием. Моя дочь, когда заканчивала школу, была еле жива от учебных перегрузок. Все-таки общий набор предметов не всем нужен в равной мере. Стандарты говорят только о том, что ребенок выбирает себе набор предметов сам, совершенно сбалансировано обозримый. Единственное, что нельзя выбросить из этого перечня, это физкультура и история Отечества. Это не главные, но обязательные предметы.

- Видимо, обсуждение пошло по какому-то неверному пути?

- Да, и пошло от непонимания сущности вопроса. Единственное опасение, что выбор – по закону - делают дети и родители. Но наши дети и родители в массе своей зачастую не в состоянии сделать тот правильный набор предметов, с которым ребенок будет заканчивать школу, чтобы потом поступить в тот вуз, где он действительно реализуется как личность. Вот что беспокоит. Но это проблема нашей страны, а не проблема стандартов: некоторые вообще не становятся взрослыми за всю свою жизнь, некоторые взрослеют очень поздно. А стандарты говорят: тебе шестнадцать лет, ты должен сделать важнейший выбор в своей жизни. Понятное дело, что все боятся.

- Еще боятся, что часть предметов вообще не будет востребована – физика, химия, например.

- Физика в том объеме, в котором она представлена сейчас в школе, действительно не нужна. И химия в таком объеме не нужна. То, как выстроена программа физики - всех заставляют решать физические задачи – весь мир удивляет. Но мы об этом не говорим, зато какая-то несчастная физкультура в наших стандартах подняла бучу. Тут мне вспоминается история России и те религиозные реформы, которые в свое время провел царь Алексей Михайлович. В чем они заключалась? В том, что просто было поручено заново перевести все книги, куда за много лет вкралось очень много ошибок. В результате правильных переводов от двуперстия надо было перейти к троеперстию. А случился церковный раскол. Почему? Потому что огромное количество священнослужителей по Руси были не в состоянии перейти на новую форму богослужения – просто не могли это выучить. Не по этой ли причине наше учительство боится стандартов? Но надо понимать: все, что было раньше, кончилось. Это происходит во всем мире, надо не цепляться за старое, а уметь перейти в другое состояние. Этому не может научить человек, который сам к этому не готов. Вот и все. Я - за стандарты. Но я и за то, чтобы к педагогам относились честно: надо, чтобы стандарты были глубоко и полно описаны, и это были не просто заявления о благих намерениях, а документ, который дает педагогу работать. Вот с этой точки зрения, я – представитель системы «Школа 2100», в которой мы сейчас очень активно этим занимаемся. Моя лекция как раз о том, как работать со стандартами.

- Наши учителя в глубинке готовы перейти на новые стандарты?

- Тут вещь совершенно удивительная: в наших столичных городах, Москве и Петербурге, учителя меньше готовы, чем во многих местах по России. Самым продвинутым регионом, с этой точки зрения, является Урал и Сибирь - там люди не только готовы, они давно так работают и радостно эту идею приветствуют. С одной стороны, Сибирь и Урал велики, но как-то так исторически сложилось (это еще не смогли размыть), что все друг друга знают и помогают. Там педагогическая переподготовка проходит по-другому – там первыми ввели дистантное обучение, и те, кто не может приехать в центры переподготовки, тоже учатся. Зачастую именно на выездах, а вовсе не в Москве, находишь такие вещи, которые берешь для своей работы. Так для моей биографии поворотной точкой было знакомство с Омском, центром педагогических инноваций.Современный учитель должен владеть, чем у нас в России вообще все плохо владеют, - грамотно организованной коммуникацией. Форма работы, когда учитель вещает над детьми, а они покорно, склонив головы, пишут, неэффективна и не выдерживает никакой критики. Сменился тип общества, который позволял такое доминирующее положение старшего над младшим. Сейчас огромное количество задач в одиночку решить просто невозможно. Почему компьютеры так востребованы? Потому что огромное количество задач дня носит многокомпонентный характер, и голова человека не в состоянии это все вместить. Компьютер нужен, как элемент помощи мозгу, а не для иллюстрации на доске. Но и тут можно обойтись без компьютера, если коммуникация организована правильно, и в мозговом штурме участвуют все участники процесса. Это педагогическая компетентность, насколько ты сумел детей заинтересовать, а не по принципу: «я тебе сказал, я старший». Сейчас не надо уметь держать класс, надо уметь класс организовывать в совместную деятельность. У нас не то что половина, а девяносто процентов педагогов не умеют и боятся это делать. Парадоксально, но на столичных уроках реже увидишь развивающее образование - там почти всегда традиционка жесткая, когда учительница «парит» над детьми. И очень формальное отношение к стандартам – в них увидели только то, что должно быть техническое оснащение. Но компьютер – это всего лишь одна из вещей для современного обучения. Чтобы научить предмету правильно, компьютер вообще не нужен - нужны мел, доска, нормальное отношение к детям и детей друг к другу.


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"