Откуда исходит угроза книге

Все мы эту угрозу чувствуем, и этот вопрос волнует учителей и отчасти родителей. Интереснейшее исследование на эту тему Константина Фрумкина опубликовал журнал «Знамя» (09/10). Предлагаем вам его в сокращении.

Возможность исчезновения книги под влиянием компьютерных технологий беспокоит культурологов с конца прошлого века. Но смешно предполагать, что угрозу книжной культуре представляет прогресс в сфере распространения информации, делающий тексты более доступными. Если где-то и таится опасность, то это в мышлении и потребностях потенциального читателя. Поэтому главный вопрос, который ставит развитие культуры (отчасти независимо от достижений техники) – будет ли нужна книга человеку будущего? Профессор РГГУ и Оксфордского университета Андрей Зорин сказал в одной из своих лекций: «Сегодня из многих источников идут сообщения, что у молодого поколения фундаментально изменяется культура восприятия: ему не нужен линейный текст. Современным молодым людям трудно работать со словесными текстами. Я не хочу восклицать: «Какой ужас!» - современная молодежь умеет массу всего такого, чего мы абсолютно не умели и о чем даже не подозревали».

Педагогика – институт довольно консервативный, всегда подчеркивающий свою преемственность с культурой прошлого. Едва ли не с эпохи средневековья в школе господствует текстоцентрическая культура. При этом во все времена были люди «нетекстового» склада, которые в эту систему не укладывались. Они дискриминировались, как неуспевающие. Теперь же внетекстовый уровень мировосприятия находит благоприятную среду в мире электронной техники. Примерно в середине 1990-х годов происходящие с человеческим сознанием изменения были зафиксированы в понятие «клиповое мышление». Клиповое мышление – это вектор в развитии отношений человека с информацией, который возник не вчера и не исчезнет завтра. Суть его в том, что оно умеет - и любит – быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Главное достоинство «клипового восприятия» - большая скорость обработки информации. Другая его особенность – предпочтение нетекстовой, образной информации и, соответственно, неспособность к восприятию одностильной информации, в том числе книжного текста.Развитие цивилизации явно предполагает необратимый сдвиг пропорции – умение углубляться и умение переключаться – в пользу последней. И бороться с клиповым мышлением – не значит ли приспосабливать учеников не к реальности, а к системе образования, закрепляя разрыв этих систем? В идеале школа должна готовить детей к реальной действительности; но когда сама школа перестает соответствовать ей, она предпочитает не изменяться, а вооружать учеников против действительности – то есть едва ли не калечить их психику. Другое дело, что нам может не нравиться вектор развития цивилизации, - но кто может его изменить? Школа не может – она может лишь слегка тормозить глобальные перемены в мышлении.

У людей будущего нет иных навыков работы с текстами, кроме конвертации их в практические инструкции (но не обратно), и поэтому нет почтения к текстам. Педагогика, которая льет слезы над этим новым человеческим типом, … в новую эпоху выжить не сможет. Куда более здравыми являются призывы не бороться с клиповым мышлением, приспосабливая его уже под умирающую культуру, а использовать его особенности в учебном процессе. Примером этого может служить статья учителя русского языка и литературы одной московской гимназии под характерным заголовком «Клиповое сознание работает на литературное образование». Автор пишет: «Каждый учитель-практик знает, что современные школьники по преимуществу визуальщики и кинестетики. Им необходимо посмотреть и потрогать… А потому, как ни парадоксально, но такой внешне несерьезный прием, как раскрашивание маркерами текста, весьма продуктивен для такой серьезной деятельности, как анализ поэтического произведения».

Для человека, стоящего на пороге мира клипового сознания даже комикс архаичен с его логичной линейной последовательностью. Поэтому опасность для книги заключается не в электронном методе подачи информации, а в том, что теряется понимание, зачем, собственно говоря, нужна длительная последовательность в изложении мыслей, когда смысл можно уложить в не связанные между собой линейно кластеры. Словарь с короткими, ссылающимися одна на другую статьями, - вот бумажная книга будущего. Текст будущего – короткий и рубленный, вроде реплик в «ЖЖ». И дело не столько в прогрессе электронных коммуникаций, а в самой потребности быстрого усвоения информации на разнообразные темы. Клиповое мышление еще можно назвать альтернационным (от слова «альтернация» - чередование). Родовыми чертами альтернационной культуры являются: высокая фрагментарность информационного потока, его разнообразие и полная разнородность, навык быстрого переключения между фрагментами. Факторы, ее породившие, появились не вчера. Альтернационные мышление и культура свидетельствуют о замене избытка времени его дефицитом и эстетики – прагматикой. Клиповость есть образ жизни человека, который вынужден постоянно «хвататься то за одно, то за другое дело» - формула, вполне универсальная для современного человека.

Самоубийство учебника

А что же делает с книгой процесс образования? Школьное расписание – настоящее издевательство над культурой чтения: одному предмету и одной книге здесь, как правило, уделяется не более одного часа, после чего внимание ребенка должно немедленно переключиться на другой предмет и другой учебник. Школа вводит этот «рваный» режим не из-за дурного вкуса методистов, а из-за грандиозности стоящих перед нею задач: за ограниченный срок «упаковать» в голову ученика большой набор знаний по самым разным предметам. И учебники рассчитаны на то, чтобы их читали урывками, чередуя с другими учебниками, между собой не связанными ничем, кроме расписания занятий. Вообще учебная и справочная литературы обладает многими родовыми признаками некнижной культуры. В ней отсутствуют или подавлены механизм авторства и момент удовольствия от чтения. Все это убивает интерес к чтению и книге как таковой. Интернет, ридеры и другие электронные средства вполне могли бы дать второе дыхание книжной культуре, еще и сократив затраты на производство книг. Но те же самые коммуникации наилучшим образом удовлетворяют потребности мышления нового типа, порожденного современным миром. Угрозу книге представляет не отказ от текста, как такового, а отказ от длинного, целостного, линейного выстроенного текста. То же происходит и в мире образов, где фильму противостоит клип.

Словно по иронии, мы разбили умный, яркий линейный авторский текст на смысловые куски, схематично представив обзор обширной темы. Заинтересованные читатели смогут обратиться к журналу «Знамя», но думаем, большинство удовлетворится этим текстом. Так откуда исходит угроза книге?

КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"