Куда нас вывезут новые стандарты?

Введение новых федеральных образовательных стандартов стало очень громкой, обсуждаемой темой, уже активно используемой и в политической борьбе. Но если дискуссия вокруг ФГОС для старшей школы в разгаре, то ФГОС для начальной школы уже имеет статус закона, и здесь обсуждать можно одно: насколько готова школа к его воплощению на практике. Об этом говорили на круглом столе, проведенном 11 февраля в редакции газеты «Удмуртская правда», его участники: представители министерства образования и науки УР – зам.министра И.Н. Белозеров, ведущий специалист отдела общего и дошкольного образования министерства И.Г. Крохина, заместители директоров по УВР в начальных классов школы № 91 М.И. Королева и старших классов гимназии № 56 М.В. Никитина, учитель начальных классов, руководитель комплекса «Начальная школа» гимназии № 56 В.Ю. Черезова и директор НОУ «Дом учителя Л.Г. Штабская.

И.Н. Белозеров: В образовании идет огромная модернизация: от ученика сегодня требуются творческие способности и самостоятельность, от школы – усиление воспитательных функций, а дополнительное образование сливается с общим образовательным процессом. Для родителей разговоры о ФГОС нередко сводятся к одной тревоге: вдруг образование станет платным? Но статьи о бесплатном образовании в России не исчезли ни из Конституции РФ, ни из ФЗ «Об образовании». Обязательная максимальная нагрузка – 20 часов в 1 классе, 25 часов – во 2-4 классах – плюс 10 часов внеурочной деятельности подлежат обязательному бюджетному финансированию. Более того, сейчас увеличена сумма субвенций на одного ученика с 231 до 500 рублей.

И.Г. Крохина: Договорные отношения «школа - родитель - ученик» - теперь основа образования. Школа вправе изменить форму договора под свою концепцию образовательного процесса.

М.И. Королева: Новые стандарты пришли очень вовремя: дети сейчас другие, родители другие, и с ними нельзя общаться по-старому. Учитель, который стремился наполнить ребенка большой суммой знаний, уходит в прошлое. Стандарты подсказывают, от какого стиля ведения урока, методик, технологий стоит сегодня отказаться.

Л.Г. Штабская: Начальная школа более прогрессивна, чем старшая, и за последние годы здесь введены новые образовательные программы, написаны хорошие учебники. ФГОС – это не революция, он просто изменяет процент составляющих образования: развивающие системы образования станут приоритетны перед традицией. Ребенок становится не объектом, как уже сказала Марина Игоревна, а равным участником образовательного процесса. В этом контексте родители не готовы к новому типу школьных отношений и учебных заданий.

В.Ю. Черезова: Умение учиться – это сейчас главное. Уже с апреля прошлого года мы в нашей гимназии думали, как же реализовать новые стандарты? И разбили процесс на этапы. Сейчас у меня 1 класс и, по сути, он учится по-новому. Мы считаем, что введение первоклассника в школьную жизнь должно происходить через события: экскурсия по школе, поход в цирк, театр и т.д. В сентябре мы проводили педагогическую диагностику каждого ребенка, и эти 10 дней дали нам максимальную информацию про каждого ребенка. Ориентируясь на нее, мы внесли изменения в рабочие программы. Конечно, в школе меняются технологии, и слово «урок» уже не звучит - мы заменили его на «учебные занятия». Что касается родителей, то для них приняты учебные консультации. Впечатления от родителей - что они сами хотят учиться, так они дотошны в школьных вопросах. Поэтому в нашем классе принято правило: научи родителей тому, чему сам научился за день в школе (они же в ней не были).

М.В. Никитина: Учителю в такой ситуации тоже надо меняться - через семинары и самообразование. И конечно, в школе должен работать коллективный разум: он делает ту образовательную среду, которая эффективно опробирует ФГОС.

Л.Г. Штабская: Как центр повышения квалификации педагогов «Дом учителя» наблюдал в прошлом году определенный пессимизм в учительской среде относительно ФГОС. С сентября 2010 года ситуация поменялась кардинально: учитель понял, что он «не пересидит» перемены. Он принял их неизбежность, и у него загорелись глаза. А говорить с заинтересованным учителем гораздо полезнее.

Круглый стол оказался оптимистичным, потому что за ним собрались профессионалы, которым интересны новации в своей работе. Но была озвучена и «оборотная сторона медали» ФГОС. Эффективной его реализации серьезно помешают такие болячки школы, как низкая зарплата учителей и старение педагогических кадров. Как заметила одна из участниц круглого стола, это мечта - чтобы под новые условия работы дали новые серьезные средства и сказали: осваивайте!


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"