Россия, Удмуртская Республика
город Ижевск
ул. Воткинское шоссе 12Б
main@domuchitelya.ru
| Куда нас вывезут новые стандарты?
И.Н. Белозеров: В образовании идет огромная модернизация: от ученика сегодня требуются творческие способности и самостоятельность, от школы – усиление воспитательных функций, а дополнительное образование сливается с общим образовательным процессом. Для родителей разговоры о ФГОС нередко сводятся к одной тревоге: вдруг образование станет платным? Но статьи о бесплатном образовании в России не исчезли ни из Конституции РФ, ни из ФЗ «Об образовании». Обязательная максимальная нагрузка – 20 часов в 1 классе, 25 часов – во 2-4 классах – плюс 10 часов внеурочной деятельности подлежат обязательному бюджетному финансированию. Более того, сейчас увеличена сумма субвенций на одного ученика с 231 до 500 рублей. И.Г. Крохина: Договорные отношения «школа - родитель - ученик» - теперь основа образования. Школа вправе изменить форму договора под свою концепцию образовательного процесса. М.И. Королева: Новые стандарты пришли очень вовремя: дети сейчас другие, родители другие, и с ними нельзя общаться по-старому. Учитель, который стремился наполнить ребенка большой суммой знаний, уходит в прошлое. Стандарты подсказывают, от какого стиля ведения урока, методик, технологий стоит сегодня отказаться. Л.Г. Штабская: Начальная школа более прогрессивна, чем старшая, и за последние годы здесь введены новые образовательные программы, написаны хорошие учебники. ФГОС – это не революция, он просто изменяет процент составляющих образования: развивающие системы образования станут приоритетны перед традицией. Ребенок становится не объектом, как уже сказала Марина Игоревна, а равным участником образовательного процесса. В этом контексте родители не готовы к новому типу школьных отношений и учебных заданий. В.Ю. Черезова: Умение учиться – это сейчас главное. Уже с апреля прошлого года мы в нашей гимназии думали, как же реализовать новые стандарты? И разбили процесс на этапы. Сейчас у меня 1 класс и, по сути, он учится по-новому. Мы считаем, что введение первоклассника в школьную жизнь должно происходить через события: экскурсия по школе, поход в цирк, театр и т.д. В сентябре мы проводили педагогическую диагностику каждого ребенка, и эти 10 дней дали нам максимальную информацию про каждого ребенка. Ориентируясь на нее, мы внесли изменения в рабочие программы. Конечно, в школе меняются технологии, и слово «урок» уже не звучит - мы заменили его на «учебные занятия». Что касается родителей, то для них приняты учебные консультации. Впечатления от родителей - что они сами хотят учиться, так они дотошны в школьных вопросах. Поэтому в нашем классе принято правило: научи родителей тому, чему сам научился за день в школе (они же в ней не были). М.В. Никитина: Учителю в такой ситуации тоже надо меняться - через семинары и самообразование. И конечно, в школе должен работать коллективный разум: он делает ту образовательную среду, которая эффективно опробирует ФГОС. Л.Г. Штабская: Как центр повышения квалификации педагогов «Дом учителя» наблюдал в прошлом году определенный пессимизм в учительской среде относительно ФГОС. С сентября 2010 года ситуация поменялась кардинально: учитель понял, что он «не пересидит» перемены. Он принял их неизбежность, и у него загорелись глаза. А говорить с заинтересованным учителем гораздо полезнее. Круглый стол оказался оптимистичным, потому что за ним собрались профессионалы, которым интересны новации в своей работе. Но была озвучена и «оборотная сторона медали» ФГОС. Эффективной его реализации серьезно помешают такие болячки школы, как низкая зарплата учителей и старение педагогических кадров. Как заметила одна из участниц круглого стола, это мечта - чтобы под новые условия работы дали новые серьезные средства и сказали: осваивайте!
|
Образовательный тур на
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ г. Казань
| ||