Этот легкий отказ от жизни...

- Александр Феодосьевич, тема суицида – это очередная информационная волна, или она есть всегда - просто мы её не замечали?

- Тему детских самоубийств общество многие годы старательно вытесняет из своего сознания. Но сама тема «прорывается и кричит», и внимание к ней приковывается каждое десятилетие на фоне детских трагедий. В начале 90-х годов много говорили о психологизации образования. Появился институт практических психологов, но при множестве красивых документов и программ институт так и не состоялся: каждый год встает вопрос о сокращении ставок психологов и т.д. Так более чем за десятилетие в обществе не появилось культуры работы с индивидуальностью. И на это от общества и учреждений, работающих с детьми, выраженного запроса нет. Есть запрос на достижения, выживаемость в условиях конкуренции, силу. А горькая эта тема была всегда, только иногда мы в очередной раз просыпаемся и стараемся что-то быстро придумать. К сожалению, о наличии детской души многие взрослые просто забыли - это характер отношения взрослых к жизни конкретного ребенка, и изменить его в одночасье не получится. Да и современная инфраструктура помощи, которая позволяет справиться с душевной бедой, тоже не возникает от сиюминутных желаний.

- Почему наши дети идут на самоубийство: им плохо жить? Они не понимают цену жизни? Они зеркалят взрослых и так - подсознательно - протестуют против реалий России?

- Мир стал слишком сложный - со стремительно развивающейся системой коммуникаций, контактов, отношений, высочайшим уровнем конкуренции. Дидактические и психологические нагрузки на детскую психику и здоровье возрастают с каждым днем. А что в противовес? Невнимание взрослых, бездушие родителей, отсутствие «лифтов» и перспектив «выбраться» из неблагополучия или двоек. А если ещё и несчастная любовь… Процветающее насилие, формирование фобий как якобы нормальный элемент культуры процветают, а телевидение и Интернет тиражируют это во вселенских масштабах. Для хрупкой детской и юношеской психики иногда это невозможно вынести и не к кому обратится за помощью.

- Как изменить ситуацию: сделать ставку на психологов? "Построить" учительство? Посадить родителей по статье "доведение до самоубийства"?

- Формально в России и на муниципальном уровне все меры в наличии: есть инфраструктура детства, которая развивается, есть и подготовленные специалисты. Но что-то не срабатывает. По моему мнению, необходима перестройка инфраструктуры помощи семье и детям, своеобразное переформатирование в соответствии с современными запросами общества, вызовами и угрозами, существующими в современном мире и с которыми ребёнок сталкивается. Кстати, в большинстве стран Европы работу с детским благополучием вместе с государством разделяют негосударственные некоммерческие организации. Они на «земле» оказывают психологические и социальные услуги, а телефоны доверия являются частью большой работы общества в профилактике детских суицидов. Важно и развитие программ взращивания психологической культуры в обществе. Иначе пустоту занимают маги, экстрасенсы, гадалки, алкоголь и наркотики. Проблемой должны заниматься профессионалы с опорой на общество и в сотрудничестве с ним. Давлением и ужесточением ответственности эту проблему «не победить». Сложная проблема требует системных мер долгосрочного характера. А пока прогнозы неутешительные, так как о строительстве фабрики по воспроизводству добра, гуманизма и бережного отношения к детской индивидуальности речи не идёт.

- В вашу организацию приходят с этими вопросами?

- В течение нескольких лет я наблюдаю, что у людей есть запрос на получение конкретной юридической помощи - существует желание защитить свои права. Обращение же к психологу происходит в крайних случаях. Однако за многими проблемами лежит психологическое неблагополучие. Например, мать ребёнка приходит за юридической помощью в отстаивании своих родительских прав. Но очень большая вероятность, что отстояв свои права, она всё оставит на прежнем уровне, и проблема её отношения к себе и к ребёнку не будет решена. И беда возникнет вновь. Наше общество не психологизировано и зависимо, постоянно ищет причины проблем за пределами своего понимания и поступков, не пытаясь что-то изменить в себе. Мы быстро находим «врагов» - учителей, родителей, школу, отодвигая на задний план помощь конкретному ребенку и приложение усилий по изменению себя и своего окружения.


КПК

май 2018

05.05.18 (сб) - 06.05.18 (вскр)  КПК для пед работников Тема: «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС»  г. Сарапул, ГИМЦ, л. Горького,12

12.05.18 (сб) - 13.05.18 (вскр) КПК для пед работников Тема: «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС , г. Чайковский

16.05.18 (ср) - КПК для пед работников Тема: « Современные образовательные технологии в начальном общем и основном общем образовании как средство реализации требований к результатам освоения ООП НОО и ООО» («Особенности преподавания истории в начальной школе. Трудности в освоении технологий деятельностного типа», пособия, проектная задача), НОШ № 8, г. Сарапул

19.05.18 (сб) - 20.05.18 (вскр) КПП по направлению «Дефектология», итоговая аттестация, г. Ижевск, шк. 15

22.05.18 (вт) - КПК для пед работников Тема: «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС», п. Ува

23.05.18 (ср) - КПК для пед работников Тема: « Современные образовательные технологии в начальном общем и основном общем образовании как средство реализации требований к результатам освоения ООП НОО и ООО» (Системная подготовка к ВПР по русскому языку),НОШ № 8, г. Сарапул

27.05.18 (вскр) - КПП по направлению «Менеджмент в образовании», итоговая аттестация,п. Ува

28.05.18 (пн) - КПП по направлению «Педагог дополнительного образования», итоговая аттестация, г. Ижевск

29.05.18 (вт)  - КПК для пед работников Тема: «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС», п. Ува

Новое на сайте 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ МАРАФОН
 "ПУТЬ К СТАНЦИИ Я"