Ученые против сложности текстов стандартов

15 февраля доработанный с учётом замечаний экспертов проект стандарта для старшей школы размещён на сайте Минобрнауки России для широкого общественного обсуждения. Об этом заранее сообщил замминистра образования и науки РФ Максим Дулинов на круглом столе в агентстве РИА "Новости" 9 февраля 2011 года. "С 16 ноября проект был вывешен на сайте министерства, но кроме как для достаточно узкого экспертного сообщества и ряда обсуждений, инициированных Министерством и Общественной палатой, больше этот проект никого не интересовал. Широкое общественное обсуждение поможет разработчикам довести проект стандарта до уровня, когда он будет признан обществом", - подчеркнул замминистра.
В настоящее время большинство школьников к 10-му классу определяются с будущей профессией и выбирают одну из альтернатив: переходить в профильную школу, в которой на углублённом уровне изучаются необходимые предметы; заниматься с репетиторами дополнительно к занятиям в школе; либо уходить в экстернат и не посещать школу, готовясь к сдаче экзаменов самостоятельно.
"Дать старшей школе возможность выбора уровня изучения предмета - было задачей разработчиков проекта стандарта, - отметила директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко. - Нуждается в доработке самая инновационная часть проекта стандарта – конструирование учебного плана, в которой школьникам предоставляется возможность выбора предметов". Она подчеркнула, что проект нового стандарта существенно отличается от стандарта, который действует сейчас: "По закону новые стандарты должны состоять из трёх частей: первая часть – требования к результатам школьного образования в целом; вторая часть – требования к образовательной программе школы для достижения этих результатов; третья часть – требования к условиям образовательного процесса". При этом важно в рамках общественно-профессионального обсуждения прийти к оптимальному решению по всем дискуссионным позициям.

Обращаясь к разработчикам проекта стандарта, учитель русского языка и литературы Центра образования №57 Москвы Сергей Волков сказал: "Если мы не так поняли авторов проекта стандарта, если люди ошиблись, трактуя документ, напишите такой документ ясным русским языком, который люди бы трактовали так, как хотели вы". "Публикация этого проекта стандарта – это своеобразный тест на чтение и понимание текста. Он сложен, и запутаться очень легко, поэтому дополнительно необходимо короткое министерское разъяснение, в чём суть стандарта", – отметил ректор Института проблем образовательной политики "Эврика", член Общественного совета при Минобрнауки России Александр Адамский. По его мнению, ключевое нововведение стандарта связано с предоставлением школьникам права выбора тех предметов, которые им необходимы. Вместе с тем, А.Адамский отметил, что "обязательства государства и учредителя должны быть прописаны более ясно. Всё начинается с условий, со среды, и поэтому требования к условиям, к среде, к обеспечению школ, требования к квалификации учителей должны быть чётко прописаны".
По мнению директора Федерального института развития образования, доктора психологических наук Александра Асмолова, "изменилось понимание стандарта – это договор о программах развития школы и о том, каким должен выйти ученик после школы, чтобы быть успешно социализированным". Он отметил, что стандарт всегда является результатом компромисса, но впервые проект стандарта получил широкий общественный резонанс и активно обсуждается в Интернете. Асмолов считает крайне важным, что "вместо действующего стандарта, который сводится к минимуму знаний", предлагается стандарт, построенный на иных принципах – вариативности, избыточности знаний. "Мы впервые приходим к школе вариативного знания, к школе, где ребёнок принимает решения сам. Впервые в тексте стандарта сказано о школе критического мышления".

Научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Исаак Фрумин критически относится к процедуре разработки и принятия стандартов, когда предлагается одномоментное обновление, в том числе и по тем предметам, которые этого не требуют: "Нам надо отказаться от модели разового обновления стандарта и создать механизмы, при которых профессиональное сообщество вместе с учёными постепенно предлагают обновления и берут на себя за это ответственность".



Президент образовательного холдинга "Наследник", член Общественной палаты Российской Федерации, доктор педагогических наук Любовь Духанина отметила, что сегодня "родители вынуждены доплачивать репетиторам для подготовки к сдачи ЕГЭ на высокие баллы", поэтому "чтобы поступить в сильные высшие учебные заведения и реально быть успешным, недостаточно базового образования, необходимо профильное образование".

Она отметила, что по уже утверждённым стандартам начального и среднего образования удалось достичь компромисса, в том числе благодаря фиксации возможности индивидуальной образовательной траектории для ребёнка. "Главное для Общественной палаты – вопрос гарантий, и поэтому особое внимание мы уделяем разделу, где сформулированы требования к материально-технической базе, к кадрам, и особенно нас волнует вопрос ответственности", – подчеркнула Л. Духанина.

Член-корреспондент Российской академии образования, главный редактор издательства "Просвещение", доктор географических наук Виктор Дронов, который представлял коллектив разработчиков проекта стандарта, высоко оценил высказанные предложения участников круглого стола и выразил готовность более тесно взаимодействовать с представителями профессионального сообщества в рамках обсуждения проекта стандарта и его доработки. "Стандарт – это поиск определённого баланса между старым и новым, между сохранением отечественных традиций и внедрением лучших мировых образцов. Мы будем стремиться найти этот баланс".

Пресс-служба Минобрнауки РФ


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"