Вопросы педагогов

Как формировать нравственные ценности у младших школьников? Шкляева Т.С. (МОУ СОШ №65)

- Роль школы в этом несколько ограничена: в первую очередь, учитывается менталитет семьи, ее нравственные ориентиры – вот основа формирования нравственных ценностей у ребенка.Школа по-своему может обогатить и развить эту основу, опираясь на свои возможности. Так, в начальной школе дети восприимчивы к сказкам, и уместно проведение занятий на осознание мудрости русских народных сказок. Нужно учить их анализировать скрытые смыслы любой сказки – это закладывает глубокую структуру нравственных ценностей. Чтобы дети могли понимать терминологию древней русской сказки, можно сказки «переписывать» на новый лад. К примеру, сказки «Курочка Ряба» и «Колобок» делим на части и раздаем подгруппам. Каждая группа пишет свой вариант, а потом показывает старую сказку на новый лад, оставляя при этом ее поучение. Также уместно обсуждать на уроках поговорки, их смысл и мудрость. Кроме сказкотерапии (освоить это направление вам помогут книги), можно обратиться к понятию толерантность. Разработок занятий по толерантности достаточно, их можно найти в интернете.

Кризисные периоды в жизни младших школьников? Шкляева Т.С. (МОУ СОШ №65)

- Первый кризисный период в школе - поступление ребенка в первый класс. Это сентябрь-октябрь, и к ноябрю дети уже с высокой утомляемостью и, возможно, с неохотой идут в школу. Этот кризис, нужно пережить, понимая, что школьная работа - надолго, что учеба – это серьезный и нелегкий труд. В этот период ребенок это осознает и борется с нежеланием идти в школу. Учебная мотивация принимает форму определенного долга. Второй класс имеет свой кризис - появляются оценки, и ребенок, который считал себя успешным во всех областях, получает первые двойки-тройки. Умение принять эту оценку есть понимание того, что каждый имеет право на ошибку и право на то, чтобы ее исправить. Оценки создают ситуацию соревнования, она пробуждает в ребенке желание быть лидером, а с другой стороны, порождает борьбу за похвалу учителя. Возникает вопрос у ребенка: насколько я хорош? Это кризис самооценки, и оценка учителя очень бьет по ней. Родителям и учителям нужно заложить в ребенке понимание, что себя сравнивать можно только с самим собой – как ты лично растешь в освоении того или иного предмета. Новый кризис наступает в третьем классе – это принятие ребенка в коллектив, в микрогруппу. В первом-втором классах дети бегают все вместе, а третьем классе нужно, чтобы была группа общения, чтобы в ней было 3-4 человека по интересам. Когда такая группа есть, и тебя в ней принимают – это первый момент социализации, когда завязываются отношения с единомышленниками. Четвертый класс, особенно его последнее полугодие – это появление особенностей младшего подростка. Появляется желание быть критичным и чувство взрослости (особенно у девочек, которые в этот период активно физиологически развиваются). Для младшего подростка главным становится не столько учеба, сколько общение, желание попробовать себя в разных областях – просыпаются различные интересы и их осознанный выбор.

Как мотивировать ребенка к учебе? Бурибаева А.Ш. (МОУ СОШ № 97)

- Должны быть посильные задания, и ребенок должен чувствовать свое личное продвижение по этим задания. Это невозможно, если задания очень сложные и не учитывают индивидуальный уровень возможностей ребенка. С каждым заданием ребенок должен хоть чуть-чуть двигаться вперед. Здесь важны похвала взрослого и возможность сравнить себя на начале и в конце какого-то промежутка времени. Приобретение личного положительного опыта – это серьезный механизм, который закладывает успешность ребенка. Мотивировать к учебе можно и материально, что, как правило, и используют родители. Но я думаю, в семье ребенка во многом стимулирует хороший отдых в выходные. Хорошо, если он знает, что после его трудовой недели, когда он много и успешно занимался, он пойдет с родителями на лыжную прогулку, в кинотеатр, куда-то еще.

Каким образом научить детей дружить в классе? Сорокина Н.Н. (МОУ СОШ № 28)

- В начальной школе, в первом классе учеников желательно чаще пересаживать, чтобы они посидели в разных парах, и мальчики-девочки должны чередоваться. Чтобы создать команду из коллектива, желательно, чтобы в классе были группы по интересам, общие интересные мероприятия. Возможно, это будут развивающие занятия, тренинги, конференции, где есть возможность работать в группе. Эти группы должны меняться на каждое задание. И обязательно нужно принимать правило: каждое мнение ценно, каждый имеет право высказывать свое мнение, а мнение группы вырабатывается совместно.

Как научить детей выходить из сложных ситуаций? Сорокина Н.Н. (МОУ СОШ № 28)

Для того, чтобы ребенок понимал, как выйти из той или иной ситуации, он должен ее осознавать. Он должен научиться находить причины – почему он в ней оказался? Любая сложная ситуация должна быть хорошо проанализирована, возможно, с помощью взрослого (психолога или классного руководителя). Осознание причин и последствий неприятных ситуаций дают возможность освоить алгоритм – как в них не попадать. И, конечно, в любой ситуации ребенок имеет право обратиться за помощью к взрослому. Необходимо сформировать это знание.


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"