Для учителя и его педагогического творчества

- Это серьёзная помощь учителю.

- Думаю, что да. Учителю всегда нужен конкретный материал, реальный образец, а дальше он уже решит, каким путём пойдёт и что изменит под себя и своих детей. В наших учебниках есть базовые задания и дополнительный материал, который работает на вариативность. Очень важно и то, что мы, авторы, разрабатываем контрольные и диагностические задания, чтобы учитель мог вовремя и профессионально проводить срез предметных и метапредметных знаний и умений. Для учителя сегодня это является большой проблемой. Ему говорят: надо преподавать и проверять знания по-новому – а как? И мы как раз даём ему в руки инструментарий, который разработан в соответствии с требованиями стандарта: вот какие критерии, вот как нужно оценивать – всё по баллам, все уровни расписаны. И те учителя, кто работает по нашим пособиям, относятся к ним с большой благодарностью. К тому же мы не оставляем учителей наедине с их вопросами, и на семинарах я всегда даю свой электронный адрес - мне пишут, спрашивают, интересуются.

- Получается интерактивное общение…

- Да, этому способствует и сайт издательства «Астрель», где можно познакомиться с новинками, скачать какие-то вещи, которые только ещё готовятся к печати. Можно задать вопрос – мы сразу отвечаем, что-то рекомендуем…

- Но с другой стороны, так вы доступны критике. Или у учителей её не бывает?

- Бывает, но чаще от непонимания, когда человек только входит в нашу систему, знакомится с ней. Так, если мы говорим о предмете «Русский язык», то здесь уже иной подход – коммуникативный или, говоря языком стандарта, формирование речевых и коммуникативных компетенций. Даже ученик начальной школы должен уметь – на своём уровне - общаться со сверстниками и взрослыми устно и письменно.

Строить свои высказывания грамотно – этому учит учебник и весь курс русского языка. Учителям было поначалу непонятно, почему именно так построена тематика. Логика курса такая: ты получил какой-то объём знаний, попробуй использовать его в речи. Это уже иной подход – раньше больше изучалась грамматика языка. Уроки развития речи шли сами по себе, учителя литературы занимались речью, но на уроке русского языка стояли прежде всего грамматические задачи.

Современная цель предмета – научиться владеть своим родным языком и в устной, и в письменной речи: уметь выражать и излагать свои мысли, уметь строить предложения и тексты. Поэтому каждый раздел в нашем учебнике заканчивается рубрикой «Учимся выражать свои мысли».

- Растите писателей?

- Такой цели нет, но такой результат возможен. Я сама 25 лет отработала учителем начальных классов и пять лет директором начальной школы, и мы с учителями шли по этой программе русского языка. Результаты были поразительными: дети свободно выражали своё мнение и, действительно, писали стихи и рассказы. Был ребёнок, который замахнулся на повесть. Мы видели, что появляется вкус к языку, и это очень важно. Не могу сказать, что в средней школе это было успешно продолжено, но что отдельные учащиеся продолжали писать – это точно.

- Учитель, который учит детей коммуникации, в том числе и через письменную речи, тоже должен быть несколько другим.

- Конечно. Это одно из требований к современному учителю – он обязательно должен организовывать на уроке коммуникацию. В традиционной школе коммуникация тоже строилась - между учеником и учителем: главное было научить ребёнка слышать учителя и отвечать на его вопросы. Это никуда не ушло, но теперь перед педагогом стоит дополнительная важная задача – научить детей слушать своих товарищей. Когда возникает эта коммуникация, урок становится живым, а дети постепенно учатся слышать своё окружение, оценивать чужое мнение и сравнивать его со своим, что со временем становится хорошей профессиональной компетенцией – строить коммуникацию.

Упражнения в наших учебниках создают такую речевую ситуацию, когда нужно выслушать мнение товарища, высказать своё и привести свои доводы и доказательства. Это в целом коммуникативно ориентированный курс. Это интересно и учителю. В письмах учителя признаются, что полюбили русский язык, узнали много его тайн и сами стали писать стихи, что говорит об определённом уровне владения языком.

Чтобы вывести на языковое чутьё, мы ввели понятие исторического корня – это даёт умение «вглядеться» в слово, разобраться в его смыслах. Отечество – почему мы так называем свою родину? Что значит в русском менталитете роль отца: по нему дают фамилию и отчество, мы любим отчий дом – язык раскрывает нам глубины нравственные и духовные русского народа. Или что такое безобразный? Без образа, потерявший образ Божий - русская словесность очень связана с православием и его культурой.

- Насколько учителя, во многом уставшие от работы и бумаг, отзывчивы на новые идеи?

- Трудно отвечать за всех, но я знаю, что в каждом регионе подобные курсы собирают достаточно много учителей, которым интересно и важно такое преподавание. Но вы подняли важную тему – сейчас действительно в учительство внедряется формализм. Раньше очень жёстко соблюдался урок – это святое, это процесс, который нельзя прерывать. Нельзя, чтобы директор или завуч входил в класс неожиданно и прерывал урок на какие-то объявления. А это становится нормой.

И конечно, многие мои знакомые учителя и директора обеспокоены бумажным валом, который заставляет педагога – именно заставляет – отодвигать детей и учебный процесс в сторону, потому что «именно сегодня» он должен заполнить одно, другое, третье вместо того, чтобы общаться с детьми. Такая ситуация меняет и отношение к учителю – для меня очень страшна тенденция, что учитель становится продавцом образовательных услуг. Это противоречит самому понятию «учитель», то есть своего рода миссионер; ведь педагог – тот, кто ведёт ребёнка за руку, смотрит глаза в глаза, передаёт не только знания, но и опыт, отношение к жизни. Это воспитатель маленьких человеческих душ. Идеологически сменив одно на другое, мы получаем очень страшную картину – без-образную. Поэтому у меня двоякое отношение к стандартам. С одной стороны, идеи, заложенные в них, действительно востребованы временем – иначе мы не научим ребёнка и не поможем ему адаптироваться в современном мире: ему необходимо строить коммуникации и проекты своей личной жизни. В постоянно меняющемся мире человек должен уметь выстраивать свою деятельность и рефлексировать – что я делаю, так ли делаю, те ли шаги предпринимаю. Это всё необходимо. Но при этом бумажная волокита мешает учителю и – что самое страшное - заменяет содержание учительской и директорской работы на бумаготворчество. Я езжу по регионам и вижу, что это большая проблема. С бумажками очень хорошо отчитываться, но как оценить, способствуют ли они тому, чтобы процесс образования шёл в нужном русле, или они забрали всё время у педагогов на своё оформление, а лежат в сторонке для проверяющих?

Очень хочется, чтобы ситуация изменилась от бумаготворчества к человекотворчеству. Стандарты, кстати, говорят о том, что с информацией надо уметь работать: выбирать только ту, которая поможет тебе что-то реально сделать «здесь и сейчас», отсекать ненужную, относиться к этой информации оценочно: насколько она правдива, существенна и способствует образовательному процессу. Эта «бумажная» ситуация во многом зависит от людей, которые управляют образованием, спускают эту кипу бумаг - насколько они будут осознавать, что вслед за этим реально происходит в каждой школе? Подчас воли учителя не хватает на то, чтобы этому противостоять и отстаивать учебный процесс.

- Вопрос совсем на другую тему: приоткройте чувства автора, когда он видит свежеизданную методичку.

- Пособие по русскому языку для учителей 3-х классов мне дали буквально перед отъездом в Ижевск. Это, конечно, радость, что оно вышло, и немного разочарования, что вышла поздно, и учитель не получил его с самого начала учебного года. Но я рада, что на семинаре методичку увидели педагоги – мы стараемся делать всё, что в наших силах, чтобы им помочь в работе.



КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

Раздел "Фотоальбом": научно-практическая конференция в "Ува-Туклинской СОШ"