Стандарты для детских садов

Стандарты для детских садов

Работникам дошкольного образования тоже близка тема новых стандартов. На осеннем семинаре в Ижевске для них были озвучены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». По сути, это новые стандарты для работы детских садов. Об этом мы говорим с руководителем Центра дошкольного образования Института стратегических исследований в образовании РАО Москвы, к.п.н. Ниной Фединой.

- Кратко и просто новая задача детских садов звучит так: дети в саду должны не учиться, а играть...

- Да, самое главное – переход от учебной деятельности к игровой. В детском саду почти все занятия в игровой форме, но при этом педагог доминирует и работает в режиме монолога, нежели подлинного диалога и взаимодействия. Очень часто употребляется повелительное наклонение: делай, нарисуй… Организация главной детской деятельности – игры – это вообще другой принцип. Он предполагает уже партнерскую позицию взрослого и ребенка. Слово «партнеры» и не означает абсолютного равенства: нельзя сказать, что ребенок дошкольного возраста равен педагогу. Смысл партнерства - в равноценности. Взрослый и ребенок - равноценные люди.

- Умные педагоги переживают, что между детским садом и школой нет преемственности: если ребенок попадет из группы, работающей по программе Монтессори, в обычный класс, он просто не поймет, что от него требуют. Какой будет преемственность между «играющим» садом и «обучающей» школой?

- У нас предусмотрен период с 6 до 7 лет, когда нужна адаптация перед приходом в школу с ее другими требованиями и совсем другим ведущим видом деятельности - обучение. С 6 до 7 лет мы будем практиковать нечто похожее на то, что делается в начальной школе – будет работа по приучению сидеть и слушать некоторое время. Но в игре – и это нужно понимать – уже формируются предпосылки к учебной деятельности. Просто этот качественный скачок осуществляется не раньше 7 лет. Шестилетний ребенок еще многого не умеет, что нужно для школы – и не должен уметь. Вот к 7 годам он созревает: и будет слушать учителя, и воспринимать то, что тот ему говорит.

- Вы против обучения шестилеток?

- Против категорически. Это была однозначная ошибка. Даже сейчас, когда в законе зафиксировано, что можно отдавать ребенка в школу в 6,5 лет, медики все равно против: лишь 20 % детей в этом возрасте могут учиться без вреда для здоровья.

Но вернемся к вопросу преемственности. Я согласна, что здесь надо наводить порядок. Ваш пример Монтессори и обычного класса – вопиющие вещи. Надо еще при приеме в эту группу предупреждать родителей, с какими рисками они после этой программы столкнутся в обычной школе. Это ответственность ДОУ. С приходом «Федеральных требований» весь этот хаос, по идее, должен прекратиться. И начальная школа наш нормативный документ должна очень хорошо знать. У нас зафиксировано 9 интегративных качеств, с которыми ребенок должен придти в школу. Свыше учитель не вправе требовать, и меньше, по идее, быть не должно – иначе учителю будет трудно работать. Через этот нормативный документ должна осуществляться преемственность в правовом плане. Это, увы, не исключает собственных требований школы, но все должно решаться нормативно.

- Можно заявить, что новые требования сделают детский сад новым?

- Он не становится абсолютно новым. Любой нормативный документ всего лишь прокладывает фарватер. Мы очень хотим, чтобы система дошкольного образования развивалась в таком стратегическом направлении, а вот КАК это будет осуществляться на разных территориях, зависит от многих факторов. Правильнее сказать, что мы создаем нормативно-правовые условия, чтобы детсад стал новым.


 КПК 

20.04.19 - 21.04.19 «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС», Сарапульский район



Образовательный тур на

 ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ 

г. Казань

 innovats-ploschadka.jpg