УМКИ-2012

Учителя о марафоне

Валентина Ивановна Головизнина, специалист увинского роно, опытный занковец-марафонец (прошедший со своей командой 4 марафона), а теперь председатель жюри «УМКИ»: "Впервые я приехала на марафон без своих детей, и оказалось, что в таком статусе работы ещё больше: раньше я жила программой своей команды, а теперь меня заботит весь лагерь. Нужно всем детям улыбаться и со всеми общаться. И нужно для всех председателю жюри найти доброе слово, чтобы у каждого ребёнка появилось желание снова выйти на сцену или поучаствовать в других мероприятиях. Но эта атмосфера дружбы и сопереживания появилась отнюдь не сразу. В первый день меня ждало разочарование: дух соревнования явно преобладал, и команды были не готовы поддержать друг друга или похвалить соперника. Казалось, что в этот раз приехали более эгоистичные, нацеленные только на свой успех дети. Это бросалось в глаза поначалу. Но дети всё впитывают, как губка, они поняли нашу просьбу быть внимательнее друг к другу, прониклись правилами марафона и учатся жить и работать вместе. На последних конкурсах хорошо выступающим соперникам даже кричат «браво!»  Может быть, изначально в школах была мощная установка – победить, но марафон – это несколько о другом. Когда мы рассказали историю «УМКИ» и для чего он нужен, стало легче работать с детьми.

Среди учителей я вижу много лиц, знакомых по прежним марафонам. Ежедневно проходит рефлексия, когда мы узнаём впечатления педагогов. В первый день они отвечали на три вопроса: что вижу? Слышу? Чувствую? Они сразу увидели камеру, снимающую их приезд, улыбки, хорошие корпуса, услышали музыку и детский смех, но их не составляло беспокойство: успеют ли они выполнить все задания, смогут ли отдохнуть? Надо сказать, что и организаторы серьёзно отнеслись к отдыху учителей: вечерние педсоветы прежде проходили после того, как все дети уснут, и продолжались за полночь, а теперь они начинаются в 20.30, и учителя высыпаются тоже. Другое новшество – их освободили от круглосуточного контроля за детьми, сделав в каждом корпусе дежурных учителей, поэтому у них есть возможность отдохнуть. Если говорить о выполнении заданий марафона, то чувствуется, что дети стали грамотнее в выполнении проектов – это результат того, что метод проектирования прижился в школах. Прослеживается их работа в командах: они умеют договариваться, выслушивать друг друга, стало меньше ссор, и при этом ярче высвечивается личность каждого ребёнка, со всеми её минусами и плюсами".

Светлана Андреевна Перескокова, учитель Увинской СОШ № 1: "Каждый новый марафон растёт и качественно, и количественно. Удивляюсь, сколь неистощимы на выдумку его организаторы. Каждый день расписан по минутам, вечерами дети взахлёб рассказывают родителям по телефону о событиях, а те уже перезванивают мне и спрашивают, нельзя ли сюда привезти в следующий раз всех детей класса и на целую смену? Не меньше, чем у детей, впечатлений и у взрослых. Я считаю, что на марафон обязательно должны приезжать молодые учителя – за педагогическим мастерством, за возможностью научиться сотрудничать с детьми. Несомненный плюс марафона - творческие конкурсы, которые дают возможность чувствовать себя свободно и комфортно даже детям-неотличникам. Печальные наблюдения в том, что дух команды и содружества нынешним школьникам незнаком. Для учителей на марафоне был сюрприз – мастер-класс методиста научно-методического центра им. Л.В. Занкова Натальи Викторовны Киричек о преподавании лирических произведений. Она разобрала стихотворение Марины Цветаевой из учебника за 4 класс, так обозначив смысл и интонации этого поэтического произведения, что если бы все вели уроки так, выросло бы идеальное поколение детей. После этого мастер-класса учителя, у которых была возможность зайти в интернет, полночи читали стихи Цветаевой".

Наталья Владимировна Карелина, Анастасия Николаевна Попова, педагоги сборной команды Сарапульского района (Кигбаевской СОШ и начальной школы-детского сада с. Северный): "Мы, учителя и дети, познакомились за день до поездки на марафон, так что путь командообразования нам пришлось пройти стремительно. Нашим детям нравится всё, но жаль, что нет таких режимных моментов, как общая зарядка и тихий час – все по-настоящему устают от непрерывной деятельности. Что касается духа соперничества с другими командами, то изначально он помог нам сплотить свою команду. А теперь мы готовим мастер-класс, где станем гостеприимными хозяевами: для гостей мы нарядимся в новогодних гномов, споём песню и научим ребят из другой команды делать новогодние сюрпризы.

 

Мастер-классы семьи Степановых

Анатолий Петрович – художник, мастер удмуртской глиняной игрушки и волшебник: может кусок глины за 10 движений превратить в любое животное. Своих учеников он не сразу допустил до глины: на работу нужно настроиться, узнать от мастера заветные слова и первые правила подхода к материалу. Он поведал своим «подмастерьям», что по-удмуртски счастье и игрушка называются одним словом – шудон, и счастлив тот человек, который может и умеет играть. Мастерская семьи Степановых делает музыкальные свистульки (шулан – свистулька, а тюрагай – жаворонок, водяной соловей), и насвистал мастер ребятам несколько мелодий на свистульках. А потом мальчишки лепили – землю, полую сферу и узнавали попутно секреты работы мастера керамики.

А в это время девочки собрались у мастерицы – Надежды Леонидовны Степановой. Им предстояло сделать куклу, но сначала тоже был удивительный рассказ: путь к образу куклы был непростым, и у каждого народа свой. На севере куклой считали щепочку, обмотанную цветными нитками, были тряпичные куклы-колокольчики (из-за пышных юбочек такой формы), соломенные куклы… Восторг у девчонок вызвал танец соломенной куклы, которая начинала двигаться на листе фанеры от того, что публика хлопала ладошками по столу. А потом их куска тряпочки, ниток и верёвочек каждая создала свою куколку.


Обязательное задание марафона - конкурс проектов. На этот раз было предложено сделать рекламу любимой книги. Подготовить за два часа хорошую рекламу непросто даже специалистам, трудно было и детям. Страха перед сценой и залом уже не было – был «затык» с текстами и режиссёрскими решениями. И, похоже, с выбором книг. Кто-то незамысловато взял «Колобка», кто-то попытался по-современному прочитать «Сказку о золотой рыбке» (где, кстати, старик просил у рыбки молодую старуху. Дети не направили бабку к косметологам, они сделали её бодрым рокером). Были «Дети подземелья», «Тимур и его команда» и, конечно, сага о Гарри Поттере и классическая киноцитата в устах современных детей: «Вот стоим мы перед вами, простые волшебники».

 

Марафонцы были доброжелательны друг к другу, но их настоящий восторг вызвало выступление двух команд их учителей – взрослые дали по мини-спектаклю и получили Очень Бурные Аплодисменты – заслуженно: за выдумку, артистизм и самоиронию.


 




КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"