Волшебный мир искусства, радости, добра и красоты

Для нас, специалистов, работающих именно с такими детьми, актуальна проблема нахождения форм оказания эффективной психологической помощи, учитывающей особенности социальной ситуации развития и применимой в условиях реальной ограниченности временных и организационных возможностей психолога. Мы считаем, что её решение связано с выработкой единой концепции, позволяющей объединить усилия всех, кто ответственен за воспитание и обучение: воспитателей, педагогов, родителей, а также психологов, социальных работников и других специалистов.

С целью психологической поддержки и адаптации несовершеннолетних необходима коррекционная работа, способствующая формированию у детей новых стереотипов поведения, воспитанию позитивных чувств по отношению к взрослому, сверстнику и самому себе; повышению уверенности в себе; развитию и обогащению форм общения со сверстниками; формированию потребности в самореализации. В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребёнка. Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания здоровой, гармоничной личности ребёнка, его культурного развития. Использование произведений искусства, приёмов и методов арт-терапии в работе с детьми может сделать её более результативной

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, врачи философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Видные древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон, Демокрит указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия искусства на человека.

Искусство своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю людей, играет существенную роль в формировании художественной культуры человека и включает в себя художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности, воздействуя на духовно-нравственное становление личности. Психологи считают, что соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребёнок избавляется от психических напряжений, стрессов, оно даёт возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с самим собой. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребёнка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия.

Все дети любят рисовать, ведь рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Мы поняли, что нестандартные подходы к организации психологических занятий удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

С 2008 года нами была составлена программа по арт-терапии «Цветочная палитра», работа по которой ведётся в отделении социальной реабилитации с круглосуточным пребыванием с детьми из семей социального риска и трудной жизненной ситуации, целью которой является свободное самовыражение собственного мира и собственного «Я».

Эти занятия позволяют решать задачи:

Воспитательные. Дети учатся корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Психотерапевтические. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нём, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищённости, радости, успеха

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребёнка.

Развивающие. Происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

В своей работе мы используем многие способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись детям по душе. Самыми доступным из них считаем рисование пальчиками, отпечатками ладошек или поролоновой губкой. Очень для них необычна и интересна работа – рисунок на стекле, как индивидуально, так и в парах. Необычно им было то, как простое стекло – «окошко» при помощи разноцветных пятен гуаши и красок превращается в красивую картину. При обсуждении с ними результата занятия всегда заметна их гордость от проделанной работы. И единственный страх, который у детей исчез после первого же занятия пальчиковым рисованием, был страх испачкать руки. Дети с удовольствием макали один палец в жёлтую краску, другой – в синюю, третий – в зелёную. И не было никакой разницы, правая эта рука или левая – нужны были все пальчики. В результате у всех детей всё получилось. Рисунки были красочные и весёлые. От страха «не умею» и «не могу» не осталось и следа.

Осваивая нетрадиционные методы рисования, мы пришли к выводу: если нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если желаешь смеяться и удивляться, нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

В результате работы с детьми мы стали отмечать положительные сдвиги в их поведении, гармонизацию их эмоциональной сферы, снижение тревожности, повышение самооценки и уверенности в себе. Уже не было серьёзных проблем с выбором пары для работы, дети легче и охотнее приступали к выполнению работы, почти прекратились вспышки агрессии, они стали более открыто и активно участвовать в обсуждении, вербально выражать свои чувства. Некоторые научились выражать одобрение и поддержку другим детям, радоваться чужому успеху. Таким образом, наши воспитанники освоили новый для себя опыт общения и взаимодействия. Подводя итог, можно отметить, что данные занятия показали свою эффективность в коррекции эмоциональных проблем и привычных неадаптивных форм поведения детей с психической депривацией. Для получения устойчивых результатов необходимо продолжать включать арт-терапевтическую работу в комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие личности воспитанника.


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"