Воспитание нравственно- этической культуры у младших школьников

Отдавая ребёнка в школу, мы радуемся, что наконец-то его обучением и воспитанием займётся кто-то другой, а сами облегчённо вздыхаем. Но я всегда негодую по этому поводу, потому что семья и школа должны ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ в этом вопросе. И оттого, насколько с ребёнком занимались в семье ещё до поступления в школу, зависит его успеваемость и «комфорт» за школьной партой во всех отношениях. Да-да, не думайте, что обучает только учитель. В первую очередь, этим занимается семья, родители, и они играют большую роль в этом обучении. Другое дело, если родители не педагоги (каких большинство) не знают, как эффективнее и действеннее повлиять на ребёнка, занимаясь его обучением.

Например, мы хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия даются в семье. Можно выстроить следующую иерархию: семья – ребёнок – нравственность – поведение – поступок – семья.

Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего детства. Исследователь проблем нравственного воспитания детей в семье С.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств, доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке… Понятие «добрый человек» – очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное желание делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, трудолюбие». (Варюхина С.И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношение. Минск, 1995)

Педагогическая неподготовленность родителей – опаснейшее препятствие в нравственном воспитании детей. Отсюда вытекает одна из важнейших задач нравственной деятельности учителя – пропаганда среди родителей форм и методов нравственного воспитания учащихся в семье; чем выше её уровень, тем больше возможностей повысить нравственно-этическую культуру родителей. Нравственная деятельность учителя представляет собой совокупность практических действий и поступков, направленных на повышение нравственно-этической культуры родителей и учащихся. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активное участие в своём нравственном развитии, то есть, когда сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые обществом, приносящие зло или добро, вред или пользу.

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Разработка родительского собрания-диспута.

Цель: побудить родителей к целенаправленному воспитанию у своих детей доброты. Подготовка: 1. Совет дела из числа родителей обсуждает идеи, ход собрания, собирает материал, формирует группы для обсуждения вопросов на собрании. 2. Группа родителей оформляет кабинет: плакаты и рисунки детей о добрых поступках. 3. Родители подбирают стихи.

Оформление:

1. Плакаты с цитатами: Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека. (М. Пришвин). Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно. (Э. Асадов). На свете, кроме тебя, есть и другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи. (Л. Кассиль). 2. Детские рисунки о добрых поступках.

Ход собрания:

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами будем говорить на тему «Что такое хорошо, а что такое плохо?»

Проблемная ситуация: Придя из школы, ребёнок пожаловался, что у него сломали ручку. На что мать ответила: «Ручка была совсем новая. Не давай себя в обиду – «сдай сдачу».Как бы вы поступили на месте мамы? (Обсуждение в группах. Высказывание мнений)

Как правильно воспитывать ребёнка в современном обществе? Что нужно прививать с ранних лет, от чего оберегать? Что такое доброта? Обо всём об этом будем с вами говорить.

Семья создается тогда, когда 2 человека уже не могут обойтись друг без друга. И настоящая семья – та, в которой растет ребёнок. О нём заботятся, его любят.

Любят тебя без особых причин

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В семье растет ребёнок, и с первых лет жизни он усваивает нормы поведения, общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло – всё, чем характерна его семья.

«Ребенок учиться тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример тому» Себастьян Брант

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минутку, улыбнитесь, расслабьтесь и скажите мысленно: «Мне хорошо! мне хорошо! мне хорошо!» Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее, это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте все вместе прочитаем слова М. Пришвина «Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». Итак, разговор сейчас пойдет о доброте.

Обсудим в группах такие вопросы: что такое доброта, что значит «добрый человек»? Какие нравственные качества присущи человеку? (Обсуждение в группах. Ответы родителей: доброта, честность, отзывчивость, щедрость, дружелюбие, справедливость и т.д..) Всё это мы хотим видеть в наших детях, но не всегда получаем желаемые результаты. В одних и тех же случаях они ведут себя по-разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает лишь то, что касается их лично. Третьи агрессивны: могут ударить, отнять игрушку. Всё это подтвердили и результаты анкетирования (учитель читает ответы учащихся). Почему так происходит? Наша задача состоит в том, чтобы формировать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки. К чему привык человек с малых лет, то он и будет делать до старости. Поэтому вы, родители, и в маленьком ребёнке не должны пропускать без внимания никаких проявлений зла, и самое малое дитя уже имеет свои недостатки, сначала бессознательные, после сознательные.

В воспитании доброты приоритет за семьей. Человек начинается с детства. В школу приходят разные дети: маленькие эгоисты, избалованные себялюбцы и открытые, простые, любящие всё живое. Первые школьные годы могут всё изменить. Ребёнок как подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу. И это добро обязательно должно исходить от педагога, учителя. Если ребёнок почувствует в учителе доброго, ласкового, справедливого, доброжелательного наставника, то он открывается ему всей своей душой. В каждом ребёнке, впрочем, как и во взрослом человеке живет потребность в подтверждении собственной значимости. И задача родителей и близких – научить ребёнка использовать ощущение своего превосходства во благо, а не во зло.

Если Вы хотите, чтобы ваш малыш вырос добрым и сострадающим другим людям человеком, купите ему какое-нибудь животное. Заботясь о питомце, ребёнок поймёт, что есть существа, которые нуждаются в его заботе, доброте и внимании. Читайте ребёнку народные сказки, в которых добро всегда побеждает зло, а сильные всегда помогают слабым. Также с ребёнком нужно поговорить о детях, которые страдают какими-либо физическими недостатками. Нужно объяснить ребёнку, что такие дети ни в коем случае не могут быть предметом насмешек и травли. Наоборот, им следует помогать и давать возможность участвовать в играх наравне со всеми.

Если Вы хотите, чтобы в будущем Ваши дети заботились о Вас, приучайте их к выполнению домашних забот с раннего возраста. Это тоже своего рода проявление заботы со стороны ребёнка о своих близких. Приученный с детства помогать своим близким ребенок сохранит эту привычку на всю жизнь. С раннего детства необходимо учить детей делиться с товарищами игрушками, а когда им дарят сладости, приучать их угощать всех членов семьи, товарищей. Нужно учить детей делать приятное людям. В семье должна быть создана атмосфера взаимного внимания и заботы друг о друге. Если в квартире есть пожилые люди, нужно учить детей проявлять внимание к ним, помогать им делать что-то по дому. А как вы понимаете смысл пословицы «За добро добром платят»? (Обсуждение в группах, высказывание мнений)

Действительно, за добро, которое тебе сделали, хочется платить тем же. А теперь, пожалуйста, подумайте, как научить человека чувствовать другого человека. (Обсуждение в группах, высказывание мнений) Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимоотношения – будь то случайный попутчик или родная мать, то это и будет проявлением доброты. Любой человек раним, и мы не можем ни за что ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану.

Проблемные ситуации

(Решение проблемных ситуаций в группах)

1. Вы который раз зовете сына садиться за уроки. Он отвечает «сейчас» и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Как нужно поступить? (Обсуждение в группах и высказывание мнений)

2. На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы, толкнул девочку. Она упала в грязь. Из портфеля девочки всё вывалилось. «Разве можно так, мальчик!» – послышалось со всех сторон. «А пусть не плюется на переменах!» – с искренней убеждённостью в правоте содеянного ответил тот. «Видите, что случилось? – воодушевившись объяснением сына, женщина обратилась уже к людям. – Он защищался. Правильно, сынок, не давай себя в обиду. В следующий раз не плюнет!» А как поступили бы вы на месте мамы мальчика? (Обсуждение в группах и высказывание мнений)

Хочется зачитать, что об этом говорят психологи. Учить давать сдачи – это не учить защищаться, а учить быть агрессивным и недоброжелательным, что останется на всю жизнь. Ни в коем случае нельзя учить ребёнка давать сдачи, наоборот, надо закреплять те черты врождённые, которые есть у ребёнка на данный момент, – доброжелательность.

Много дискутировали мы о воспитании в детях доброты. А теперь попробуем обобщить наши мысли и выработать памятку для родителей по воспитанию доброты у детей. (Обсуждение в группах и высказывание мнений)


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"