Об эффективных приёмах и методах на уроках литературного чтения для активизации творческой деятельности

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует её.

Существует целая система творческих заданий на уроках литературного чтения для активизации учебной деятельности. Эта работа отражается в самой программе «Перспективная начальная школа», по которой мы работаем. Творческие задания даются в системе.

Одним из способов повышения внимания и активизации творческой деятельности является работа с картинами. Нет ни одной программы, где бы так хорошо в системе была бы дана эта работа.

Работа с картиной – это заочные путешествия в картинную галерею, где дети учатся не только рассматривать репродукции картин, но и анализировать произведения художников и высказывать своё мнение.

Для более детального рассмотрения и анализа картин используются на уроках работа с лупами и рамками. Также включена работа со словарями разного назначения. Словари помещены в учебнике, что даёт возможность решить разные учебные задачи.

Работая в парах и группах, дети с удовольствием разыгрывают сцены из сказок собственного сочинения, воображают действия героев сказки, передают их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. А дети любят перевоплощаться. Поэтому надо изредка поощрять обычное стремление детей к костюмированию при драматизации.

Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путём: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своём произведении. Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

Все сочинения с согласия автора мы читаем вслух и обсуждаем. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова. Главное – отметить всех. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников.

Одна из самых интересных для ребят – работа с книжками-самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет своё название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе. В этих книжках-самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.

В тетрадях для творческих работ они учатся сочинять стихи, загадки, сказки, басни. С удовольствием печатаются в школьной газете «Успех».

Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают творчество, и всё это помогает им полноценно воспринимать любое художественное произведение.

Все приёмы и задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулируют развитие, умение учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение, воспитывать духовно-нравственные качества личности на примерах литературных героев. В ситуации безнравственности во многих сферах жизни, окружающих человека (в быту, во дворе, на улице и в том мутном потоке, что льётся на него с экранов телевизоров), ребёнку, пришедшему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве и на уроках литературного чтения формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.

Мастерская творческого письма

Цель: формирование навыков работы с текстом (составление художественного текста на основе личных впечатлений). Оборудование: картины и фотографии с изображением зимней природы; распечатки художественных текстов; орфографические словари; музыка А .Вивальди «Времена года». Организационный момент: класс разделен на 6 групп.

Урок русского языка.

Индуктор

Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки…(зимы)

Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить? Социализация (обсуждают в группах и высказывают свои мнения)

Наступила зима и, как всегда, неузнаваемо преобразила знакомые нам места: луга, поля, леса и дороги. Многие из нас каждый день проходят мимо этой красоты и не замечают её. Только некоторые во время воскресных прогулок любуются знакомыми пейзажами.

Рождение замысла Сегодня поговорим о чуде природы о зиме, о преображении природы. (На доске появляется тема «ЗИМА» и иллюстрации). Итогом нашей работы будет текст: кто-то сочинит сказку, рассказ, стихи. В своей работе вы сможете выразить своё отношение, поделиться своими впечатлениями. Как вы считаете: такая работа важна для нас? Почему? Чему мы будем учиться? Социализация (идёт обсуждение в группе. Один ученик от группы называет вариант ответа группы).

У вас у каждого на листах записано слово «ЗИМА». Вам необходимо рядом с каждой буквой написать слова (любые части речи) на «зимнюю» тему, начинающиеся с этой буквы. Социализация в группах и в классе. Записи учеников.

Ответы:

З – замерзать, зимовать, заснеженный, завораживать

И – иней, испытываешь, искорки

М – мороз, метёт, метель, мёртвая (тишина)

А – ажурный, алмазно-блестящий.

Самоконструкция А теперь представьте, что вы оказались в зимнем лесу. Давайте полюбуемся красотой зимней природы. Закройте глаза, постарайтесь настроиться на чудо (звучит музыка А .Вивальди «Времена года»). Запишите свои впечатления, какие звуки вы услышали, какие запахи вы ощутили (записать слова, словосочетания, предложения).  Социализация. Прочитайте друг другу в группе записанные слова, словосочетания, предложения. Запишите себе те слова из списков товарищей, которые показались вам красивыми, уместными для описания вашей природы. Кто-то один от группы выступает.

Теперь мы с вами поработаем с текстом. Эти тексты вам уже знакомы, мы работали с ними на уроках литературного чтения. Один ученик читает вслух выразительно для всей группы.

1. На своём листе выпишите из текста понравившиеся вам имена существительные, глаголы, прилагательные. Один ученик выступает.

2. Обсудите в группе ответы на вопросы (ответы запишите на своём рабочем листе): какие чувства вызывает у вас этот рассказ? что вам больше всего понравилось в этом тексте? Социализация. Выберите, кто будет отвечать (один читает, другой отвечает на вопросы, третий выбирает иллюстрацию к тексту из представленных на доске иллюстраций).

Физминутка Давайте отдохнем. Под музыку А. Вивальди – танец снежинок.  Продолжаем нашу работу.

Реализация замысла. Творческий этап.Теперь я вам предлагаю написать текст на тему «ЗИМА». Это может быть рассказ или сказка, а может быть стихотворение. Используйте свои записи, сделанные в начале урока. Пользуйтесь орфографическими словарями.

Рефлексия.  Прочитайте в группах написанные вами тексты. Выберите от каждой группы один текст для чтения всему классу. На своём листе нарисуйте образ, символ, который выражает ваше отношение к уроку, ваши впечатления от урока. Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Что было важным сегодня на уроке?

Дома: перепишите свою творческую работу в тетрадь или оформите красочно на альбомном листе.

Подводится итог урока.


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"