Воспитание через музыкально-литературные композиции

«Театрализация народных обрядов – средство воспитания духовной и нравственной культуры детей школьного возраста»

Психофизиологические особенности детей данного возраста являются благоприятной почвой для постижения доброты слов, мудрости ума и красоты души простого народа. Именно поэтому, не теряя драгоценного времени, я стала разрабатывать сценарии музыкально-литературных композиций о жизни удмуртского и русского народа для детской театральной постановки. Основные «приобретения» учащихся от такой формы творчества: умение отдыхать, активно общаться и испытывать чувство коллективной радости. А кроме того музыкально-театральная деятельность даёт прекрасную возможность детям «по-настоящему» прожить и прочувствовать историю жизни своего народа. Сюжет музыкально-литературной композиции «Коляда» подсказала сама жизнь. В 2010 году селу Якшур-Бодья исполнилось 300 лет. Этому знаменательному событию была и посвящена композиция. Главной целью постановки было выявление и реализация творческих возможностей детей во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием. Для её достижения в процессе работы с детьми решались следующие задачи:

Воспитательные

- формирование умения организовывать свой труд;

- формирование умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;

- воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;

- формирование гуманистических нравственных норм жизни и поведения;

- воспитание толерантности.

Образовательные

- обучение детей навыкам певческой и исполнительской традиции святочного репертуара и обрядов;

- обучение навыкам народного звукоподражания, приёмам исполнения (скольжение, спады, огласовки), освоение говора, диалекта коренного населения;

- обучение навыкам пения без сопровождения (пения «без заданного тона»);

- формирование умения перенимать песню от носителей традиций;

- обучение вокально-хоровой технике: певческому дыханию, опоре, дикционным навыкам, художественной выразительности;

- формирование навыков научно-поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих, этнических материалов;

- формирование представлений о разнообразных жанрах народных песен, об основных музыкально-фольклорных понятиях;

Развивающие

- развитие голоса и его регистров, диапазон, тембра;

- развитие слуха, музыкальной памяти и мышления;

- формирование эстетического вкуса, познавательного интереса;

Время многочисленных репетиций было наполнено радостью и детским смехом. Силами учащихся ДШИ спектакль был поставлен и успешно показан на сцене села Якшур-Бодья, а впоследствии на фестивале-конкурсе «Театральная мозаика» (г. Ижевск). В 2012 г. эта композиция прозвучала вновь со сцены с. Якшур-Бодья, но уже в новом актёрском составе двух школ района. Любовь и интерес к народным традициям объединила детей разного возраста и физических возможностей.

«Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (философ-гуманист М. Монтенко).

Литературно- музыкальная композиция «Коляда»

Действующие лица: Иван Иванович (И.И.); Иван Никифорович (И.Н.); Девушки; Парни; Дети; Рассказчик; Внучки и их подружки.

На сцене снег, деревья в снегу, ёлочка, блестящие снежинки, плетень. Две избы стоят поодаль друг от друга на разном уровне (ближе и подальше от края сцены), две таблички с названиями деревень (д. Якшур, с. Бодья), (звучит фоном балалайка или гармошка)

Рассказчик (за кулисами): В стародавние времена это было…Недалеко друг от друга жили два хороших приятеля. Иван Иванович жил в деревне Якшур (появляется И. И. и начинает лопатой чистить снег около своего дома), а Иван Никифорович в селе Бодья (появляется И. Н. и начинает мести метёлкой снег у своего дома). Несмотря на большую приязнь, эти редкие друзья не совсем были сходны между собою.

Иван Иванович имел необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно. Иван Никифорович напротив больше молчал, но зато, если влепит словцо, то держись только: отбреет лучше всякой бритвы! (И. Н. уходит) Как сейчас помню случай у них между собой вышел, прямо после Рождества на зимние святки! (Звучит народный наигрыш в исполнении гармони, выходит И. И. с гармошкой).

И.И.: Вот опять, слава Богу, до Рождества дожили, а с ними и Святки пришли. Две недели теперь работать нельзя! К чему гневить Бога! Вон Иван Никифорович прошлогодними святками вил верёвки: у него отелилась корова, а у телёнка – завитые ноги! А Прокопыч лапти плёл, ан жеребёнок родился сплетённой, будто лапоть (играет на гармошке частушки и заходит домой).

Звучит народный наигрыш в исполнении балалайки, выходит Иван Никифорович с балалайкой.

И.Н.: Это ж надо опять святки наступили! Значит, гостинцы надо припасти. Скоро парни да девчата будут ходить по дворам и колядовать. Двенадцать дней веселиться будем, чтоб потом весь год был счастливым, в любви да в достатке! (Играет на балалайке и уходит).

На сцену с шумом появляются дети, на лицах маски, в вывернутых шубах со звездой на шесте и мешком, подходят к дому Иван Ивановича

ДЕТИ: Здравствуй, хозяин!

И.И.: Это кто на дворе?

ДЕТИ: Мы, ряженые! (поют колядку:)

Овсень, овсень я гулял по всем

По улочкам, по заулочкам.

Я искал-искал, чего бог послал.

Если много подадите, то хорошего родите,

Если мало подадите, то убогого родите.

За речкою, за быстрою живут люди богатые,

Гребут деньги лопатами.

Кому денежку дадут. Кому в шею подадут!

И.И.: Угощайтесь, чем бог послал! (раздаёт детям сушки, яблоки, конфеты)

ДЕТИ: Дедушка, поиграй с нами в игру «Ворон» (играют в игру, а в конце закидывают Иван Ивановича снежками, убегают со смехом).

И.И.: Вот озорники! Что-то внучата домой не едут из города. Подожду тут на лавочке.

Звучит песня «Валенки», на сцене появляются внучки с подружками в нарядных шубках и украшенных валенках, начинают танцевать народный танец «Валенки».

ВНУЧКИ: Дедушка, здравствуй! Как мы соскучились по тебе! А мы не одни, с подружками приехали. Пусть себя покажут, на других посмотрят!

И.И.: Вот и молодцы, что приехали! У нас завсегда гостям рады! Повеселимся на святках как положено. А вон и колядовщики идут! (Появляются девушки с русской народной песней «Ой-да во-лужьях»)

ДЕВ.: Здравствуй, хозяин!

И.И.:Зачем пришли? Я гостей не ждал, праздничный стол не накрывал.

ДЕВ.: Мы пришли поздравить с праздником!(поют колядку: Сею-вею посеваю, с Новым годом поздравляю! На телят, на жеребят и на маленьких ребят. Кабы нам колядок на недель десяток!)

И.И.: Ой, порадовали, девчата, своими пожеланиями…

ДЕВ.1: Хозяин, а не продашь ли нам избу на вечер?

И.И.: Отчего не продать, коль в цене сойдёмся?! Вот и гостям городским веселее будет…

ДЕВ.2: Бери, хозяин, в уплату орешки да леденцы.

И.И.: Нет, не возьму! Куда мне, старому, их грызть.

ДЕВ.1: Так возьми патефон старинный, будешь музыку слушать (снимает платок с патефона).

И.И.: Вот его возьму! Оплата эта хороша, с ней сойдёмся на пока. Подарки наши – изба на вечер ваша. Проходите, девчата! (Отходит в сторонку, любуется на свой подарок)

ВНУЧКИ: А зачем вам изба?

ДЕВ.2: Настали святочные вечера, пора гадать! Свою судьбу узнавать! (Девушки и внучки заходят в избу)

И.И.: Пойду и я в гости. Давненько я не бывал в Бодье, у своего старинного приятеля. (Уходит с патефоном)

На сцене появляются четверо парней, несут соломенную кобылу, затем исполняют зажигательный русский народный танец, затем три раза топают около избы Ивана Ивановича.

ДЕВ.: Кто пришёл? (Выглядывают со всех сторон дома)

ПАРНИ: Это ряженные, разукрашенные – дорогие гости!

ДЕВ.: Маски снимайте, нас не пугайте!

ПАРНИ: Мы пришли на святочные посиделки. У вас в избе посидеть, да на красных девиц посмотреть! (Заходят в избу)

На сцене появляется Иван Иванович с патефоном и стучится к Ивану Никифоровичу. Тот выходит из домика.

И.И.: Помоги бог!

И.Н.: А, здравствуйте, Иван Иванович! Сколько, лет, сколько зим. Хоть на праздники свиделись! (Обнимаются) Давай, дорогой мой гостьюшка, будем угощаться на радостях!

ыносят из домика столик и угощения, садятся на лавочку)

- Ну, как житьё-бытьё, что в Якшуре делается? Уродилась ли рожь, водится ли животинка? Ну, рассказывай! Не таись от старого приятеля.

И.И.: Ну, что рассказывать…Якшур стоит, как и прежде, мост новый положили через Якшурку. Урожай нынче хороший, скотины полный двор. Грех на житьё жаловаться… Вот, однако, похвастаться хочу, недавно приобрёл! (Снимает платок с патефона и показывает его)

И.Н.: Это что мясорубка али маслобойка?! Чего-то я такого ещё не видал!

И.И.: Хоть ты мне и приятель, но скажу прямо – тёмная ты душа. Это же культурная вещь! Чтоб музыку слушать! Патефон называется! Вот послушай!..

вучит напевная русская народная мелодия)

И.Н.: Душевно!.. А можно пошибче музыку, чтоб душа этак развернулась и свернулась обратно, а ноги сами в пляс пошли.

И.И.: Ну, разве вот это…

Переставляет с гордостью пластинку другой стороной на весёлую русскую народную пляску , затем И.И. и И.Н. начинают по-стариковски приплясывать под музыку, уставши садятся.

И.Н.: Занятная вещица! А давай меняться: ты мне патефон, а я тебе свинью черноухую с поросятами.

И.И.: Я смотрю, мало у тебя уважения ко мне, Иван Никифорович. За такую старинную вещь какую-то свинью предлагаешь.

И.Н.: Я тебя сильно уважаю, Иван Иванович, потому ещё к свинье добавляю два мешка овса! (И.И. медленно поднимается и произносит…)

И.И.: Ты чего этим хочешь сказать, что у нас в Якшуре и овса нет, и в музыке никто не понимает!? ( И.Н. в ответ также встаёт со скамейки…)

И.Н.: А ты патефон заимел, так думаешь, что в музыке разбираешься? Гусак!!! (тычет пальцем в грудь И.И.)

И.И.: Что?! Я к нему со всей душой в гости пришёл, а он оскорбительные слова говорит!? Ноги моей не будет в этом доме!!! (Топнув ногой, быстро уходит, забывая взять патефон)

Тем временем, смеясь, выходят из дома девушки и внучки, парни встают отдельно от них.

Дев.1: Айда колья у забора считать, коли чётное число, то замуж идти!

Все девки хором считают с помощью вытянутой руки, получается чётное число (значит замуж идти), все радуются.

Выдёргивай полено: гладкое – бедный жених, неровное – богатый .

евушка не глядя берёт полено из поленницы)

ДЕВ.: Богатый, богатый! (Начинают с возгласами кружиться вокруг девушки с поленом, взявшись за руки)

ДЕВ.2: Натягивай верёвочку, загадывай желанье! Колокольчик не зазвенит, ваше желание исполнится.

Звучит музыка. Две девушки натягивают верёвку с колокольчиком посередине, а остальные пытаются пройти под верёвкой, не задев колокольчик. Для всеобщего веселья высоту натянутой верёвки можно менять.

ПАРЕНЬ 1: Хватит гадать, давай кадриль танцевать! (Танец кадриль)

ДЕВ.1: Уж стемнело, пора и по домам расходиться!

ДЕВ.: Да мы ещё не напелись, не наплясались!

Исполняется хоровод «На горе-то калина». После исполнения все встают в полукруг и с поклоном в сторону внучек говорят:

ДЕВ. ПАР.: Спасибо, хозяева, за доброту и щедрость! Дай Бог здоровья тому, кто в этом дому! Наделил бы вас Господь и житьём и бытьём и богатством!!! (Кланяются и уходят, а внучки заходят в избу)

На сцене появляется Иван Иванович.

И.И.: Это ж надо свинью подсовывает за мою дружбу! Друг называется! Вон девчата уже спят, не пойду в дом, посижу тут попереживаю. (Садится на скамейку, подперев рукой щёку)

На сцену вбегает, запыхавшись, Иван Никифорович с патефоном.

И.Н.: Я так торопился, что все слова растерял, зато патефон твой принёс и пластинку захватил. Если что не так, ты извиняй меня. Зачем мне патефон без твоей дружбы!

И.И.: Прости и ты меня, И.Н. (начинает звучать минусовка песни «Коляда» группы «Иван Купала») Нынче святки! Грешно грустить да печалится, а тем более ссориться!

На этих словах медленно выходят все участники, подходят к И.И. и И.Н. и хором произносят:

- Любовь да мир в каждом доме, в каждой душе!!! (Стоят, положив друг другу руки на плечи)

Исполнение песни «Коляда». На финальном проигрыше все участники становятся друг за другом и, паровозиком несколько раз проездив по сцене, уезжают, помахивая зрителям рукой. Во время этого действия начинает падать снег.

РАССКАЗЧИК: Так и закончилась эта нехитрая история. На Коляду всякий мирится и слова добрые говорит. А кто не верит, пусть к нам приезжает в Якшур-Бодью!


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"