Циклические наблюдения на прогулках как средство формирования экологических представлений у дошкольников

Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными её ответвлениями. В основе экологического воспитания – адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры как базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личного развития ребёнка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры. Красота, добро, истина в четырёх ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях и в самом себе – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Задачи экологического воспитания – это создание и реализация воспитательно-образовательной модели, при которой эффективно проявляется начало экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:

- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

- создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;

- систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

- осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологи, постоянное её совершенствование;

- выявление уровня экологической культуры: реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при её взаимодействии с природой, предметами, людьми и самооценках.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношения.

Требования к проведению наблюдений

Пространственная организация наблюдений. Она проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, что возможно лишь при непосредственном контакте с ними и является оптимальным условием проведения наблюдений. Ребёнок должен сам видеть объект и всё, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребёнок должен иметь и возможность тактильно-кинестетического обследования, чтобы ощутить характер поверхности, форму, температуру и тяжесть предмета, то есть самостоятельно получить сенсорную информацию о предмете.

Временные параметры наблюдения. Рассматривание любых объектов и явлений природы должно быть непродолжительным. Это требование определяется тем, что наблюдение – это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдения нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать. Такая деятельность трудна дошкольникам, причём, чем меньше дети, тем им труднее участвовать в наблюдении в силу недостаточной развитой произвольности всех психических процессов. Следовательно, продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить в 3-10 минут – это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объёма информации. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления – в этом заключается успех и воспитательно-образовательная эффективность этого мероприятия.

Структура наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Функции трёх структурных компонентов различны. Правильное их понимание и проведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта. Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу – собрать детей и сконцентрировать внимание. Примеры, которыми пользуется воспитатель в этот момент, не должны быть слишком яркими, необычными. Нецелесообразно использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты – всё это может вызвать сильные эмоции и помешать наблюдению, так как эмоциональное состояние детей не позволит им включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются словесные и действенные приёмы, которые могут вызвать лёгкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю. Вторая часть наблюдения является основной. Задача воспитателя – использовать приёмы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения. Педагог предлагает посмотреть внимательно на объект и начинает создавать вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 с. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Это и есть момент самостоятельного получения информации. Дети удобно расположены, находятся в хорошем контакте с объектом, поэтому они сразу и с удовольствием включаются в поиск правильного ответа. Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Её нельзя прерывать длительными пояснениями, рассказом, посторонним содержанием, отвлекать детей стихами, загадками, играми. Воспитатель помнит, как трудно им сосредоточится и работать умственно. Единственное, что может усилить наблюдение, помочь в усвоении его содержания, – это правильно найденные и включённые в него действия и движения, которые выполняют сами дети. Двигательная активность снимает напряжение, но не выводит из содержательного пространства. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приёмов. Именно в конце наблюдения воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки – и всё это по поводу наблюдения.

Существенное содержание наблюдения. Это требование протекает из знания и учёта биологических особенностей живых существ, особенно это касается наблюдений за поведением животных: они не всегда проявляют себя так, как того хочет воспитатель. Основные знания о природе воспитанники младших групп получают не на занятиях, а в повседневной жизни. Поэтому воспитателю необходимо целенаправленно и постоянно вести эту работу, помогать детям накапливать представления о природе, поддерживать их любознательность и активность.

Наблюдение в природе – основной метод чувственного познания.

Познание ребёнком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов явлений природы на его органы чувств. И.П. Павлов показал, что физиологической основой чувственного познания служит совместная деятельность зрительного, слухового, кожного, обонятельного и других анализаторов. Чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее и богаче, ярче и содержательнее представление. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, послушать, понюхать ощутить. В домашнем быту, на прогулках, в играх и трудовой деятельности дети накапливают чувственный опыт от воздействия на них предметов явлений природы.

Воспитатель должен обратить внимание детей на главное в предмете, связать с обозначающими их словами. Из чувственно воспринимаемого усваивается лишь то, что может быть названо соответствующим словом. Надо всегда помнить, что чувственное восприятие – первоисточник всех знаний о природе, а верное отражение действительности в сознании происходит при помощи лишь тех слов, которые связаны с этим восприятием. Предпочтение следует отдавать тем методам и приёмам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основные на слове воспитателя: рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Методы и приёмы, используемые педагогом в работе, соединяют, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приёмов. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев); игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы.

Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, вскапывают землю для грядок, поливают растения. На прогулках можно наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.), сезонные изменения в жизни растений и животных (появление листьев и цветков, листопад, прилёт и отлёт птиц). Наблюдения эти обычно кратковременны, но за одним и тем же объектом или явлением природы они проводятся многократно.

Руководствуясь программой, следует определить круг знаний, которые дети должны приобрести за определённый период времени о живой природе, о жизни растений и животных, о труде человека. Организуя наблюдения детей на прогулках, воспитатель формирует эти знания постепенно.


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"