Наблюдение как средство экологического воспитания старшего дошкольного возраста

Я веду углублённую работу по окружающему миру, ставя перед собой цель – воспитывать у детей любовь к родной природе. Окружающий мир возможно изучить только через наблюдение – это является эффективным средством экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Мной разработан план работы по наблюдению: оно проводится сезонно, по временам года за ростом, развитием растений, за птицами. Был проведён опытно-педагогический эксперимент с детьми старшей группы. Наблюдение я провожу по одной схеме, которая включает: определение состояние объекта, меняющиеся внешние параметры (условия), которые вызвали изменения, сравнивание разных объектов. Систематические наблюдения мы с детьми фиксируем в календарях. В этом случае прослеживаются различные изменения растений, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Ведём круглогодичное наблюдения за явлениями природы по природным приметам. Также я провожу экспериментально-опытническую работу: выращивание рассады томатов, цветов. Провожу экскурсии в поле, на пруд, речку, к роднику.

Большая работа ведётся с родителями: 1) консультации « Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой». 2) Анкетирование «Экологическое воспитание детей».3) Родительское участие в изготовлении кормушек, в проведении экскурсий на природе, совместный труд на участке.

Для работы по наблюдению разработала плакаты:1) «Этого не следует делать в лесу». 2) «Зачем рубят лес?» 3) «Вода в природных явлениях». 4) «Зачем люди ходят в лес».

Моя работа в этом направлении включает: открытое занятие для воспитателей «Зимующие птицы» (проведено в 2013 году), разработка проекта «Лук от семи недуг», авторский конспект занятия по окружающему миру «В лесу родилось деревце».

Конспект занятия по окружающему миру «В лесу родилось деревце»

Цель: закрепить умение детей различать ель и сосну, развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, результаты сравнивания выражать точно и грамотно. Продолжать формирование у детей представлений о многообразии связей дерева (ели) с другими живыми организмами леса; многостороннем значении ели и сосны в жизни человека; воспитание бережного отношения к природе и рукотворному миру.

Оборудование: посылка с еловыми и сосновыми ветками и шишками (по числу детей), спилы ели, сосны, магнитофон, цветные мелки, набор картинок животных и птиц.

Предварительная работа: беседы о лесе, бережном отношении к природе, чтение произведений о лесе, деревьях, их значении в жизни человека.

Организация занятия. До начала занятия воспитатель сообщает детям, что ей звонили и попросили встретить гостя. Затем почтальон Печкин приносит посылку. Дети встают вокруг столов для рассматривания её содержимого. Смотрят адрес, проверяют, им ли эта посылка (посылка адресована детскому саду, группе «Елочка»).

Ход занятия. Дети стоят вокруг стола, на котором стоит посылка. В ней – сосновые и еловые ветки и шишки.

Вос-ль: Ребята, хотите узнать, что же нам прислал Лесовичок? Что же, откроем ящичек. Вот посмотрите, на самом верху лежит письмо. Послушайте, что в нём. (Читает письмо). Первая загадка: Что же это за деревца?

Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках целый год. (Дети отгадывают загадку).

Вос-ль: Правильно, ребята. А вот отгадки в посылке. Давайте эти ветки хорошенько рассмотрим (рассматривание веток сосны и ели, иголок хвои; беседа о расположении веток на стволе сосны и ели). Ребята, а как вы думайте, под каким деревом лучше прятаться от дождя: под елью или сосной? (Логическая задача.) Почему? (Дети отвечают).

Вос-ль: Хорошо. С этой задачей мы справились. А вот ещё загадка.

Её всегда в лесу найдёшь, Пойдём гулять и встретим, Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. (Дети отвечают.)

Вос-ль: Да, эти деревья вечнозелёные. Но хвоя не вечна, она меняется через 7-8 лет постепенно, не сразу вся, поэтому эти деревья – ель и сосна – всегда зелёные. Есть ещё другие хвойные вечнозелёные деревья в наших лесах: это можжевельник, пихта (метод синектики). Давайте дальше посмотрим, что же у нас ещё есть? (Достаёт шишки). Что это? (Шишки в мешочке). Может, мы на ощупь отгадаем, что это. (Дети на ощупь называют шишки и кладут рядом с нужной веткой). (Игра «Узнай на ощупь».)

Вос-ль: Ребята, а что же есть в шишках? (Ответы детей, рассматривание семян.) Сейчас мы подбросим эти семена и подуем тихонько. Смотрите, они летят. В природе же ветер их разносит повсюду, и маленькие ёлочки растут далеко от дерева, на котором выросли семена. Деревья, ребята, растут очень долго. Ель, например, вырастает до тех размеров, чтобы её срубить на строительство дома, за 70-75 лет. Это много времени. (Рассматривание спилов). Годичные кольца – новое понятие. Беседа о значении леса в жизни человека.

Вос-ль: Мы говорили сейчас о значении леса в жизни человека, но ель, ребята, связана с другими живыми организмами в лесу. Вот какой рисунок прислал нам Лесовичок. (Рассматривают схему взаимосвязи ели с другими живыми организмами в лесу). Дети с воспитателем делают вывод: ель и сосна связаны со многими организмами в лесу, необходимы им. Ну, вот вся посылка. Нет, нет. Есть ещё что-то. Это живое письмо Лесовика. (Включается грамзапись.)

Вос-ль: Ребята, мы теперь готовы идти в лес? Мы знаем, что в лесу и природе нет ничего лишнего, каждая букашка, червячок имеют своё место в мире. А теперь мы нарисуем лес еловый, сосновый бор? Или смешанный? (Дети рисуют. Коллективное рисование на обоях). Анализ.

Вос-ль: Ребята, в посылке есть ещё один пакетик. Посмотрите, здесь разные звери и птицы. Давайте поселим их в нашем лесу. Выберите только тех, которые живут именно в наших лесах. (Дети наклеивают картинки птиц и животных на деревья и под ними.) Анализ.


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"