Формирование орфографических навыков

у учащихся c интеллектуальными нарушениями на примере работы над словарными словами

Слова с непроверяемыми написаниями (словарные слова) составляют 30-35% по отношению к проверяемым. Эти цифры свидетельствуют о необходимости и значимости работы с такими словами. В список словарных слов для учащихся с отклонениями в развитии попадают в первую очередь слова необходимые для дальнейшей эффективной адаптации и социализации школьника.

Все слова, изучаемые на уроке, отрабатываются в лексическом и грамматико-орфографическом плане. Систематическая словарная работа способствует формированию не только общеучебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, мышления, внимания, памяти и т.д. Так при распределении словарного материала в 5 классе (авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская) я активно пользуюсь следующей методикой: сначала я группирую словарные слова в блоки («Вежливые слова» – благодарю, до свидания, здравствуй; «Инструменты» – инструмент, долото, стамеска, станок, железо; «Родина» – защита, охрана, граница, герой, победа, салют и т.д.), затем каждый блок печатаю на отдельном листе бумаги и вывешиваю на неделю в классе (так называемый «дежурный словарь»). На уроке работаю с 1-2 словами. Работа над словарными словами ведётся по специальному алгоритму.

Традиционная методика работы со словарными словами на уроках русского языка предлагает нам следующие этапы: восприятие слова на слух; зрительное восприятие слова; выяснение его лексического значения; вторичное прочтение слова, постановка ударения, выделение гласных или согласных, которые нужно запомнить; деление слов на слоги и для переноса; запись слова в тетрадь или орфографический словарик с подчёркиванием буквы или букв, написание которых надо запомнить; подбор родственных слов, запись их с подчёркиванием нужной орфограммы; составление словосочетаний и предложений с изучаемым словом; запись лучшего предложения в тетрадь (из составленных учащимися или данных учителем). Однако такой работы со словарными словами часто бывает недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным написанием.

При работе со словарными словами я пытаюсь разнообразить традиционные этапы работы посредством использования нетрадиционных приёмов. Чем больше и активнее ребёнок будет участвовать в получении информации, тем прочнее будут его знания. Поэтому на этапе «Знакомства со словарным словом» я использую различные виды упражнений, формирующие познавательный интерес, мыслительную и речевую активность учащихся («Объясни словечко», «Кодированное письмо», «Задача для настоящего лингвиста», «Собери словечко», «Третий лишний» и т.д.). Слово на данном этапе не сообщается учащимся. Школьники сами путём мыслительных и логических операций должны догадаться, о каком словарном слове пойдёт речь на уроке.

В работе над самим словом главным считаю комплексный (разносторонний) подход к слову. Чем интереснее и разнообразнее будут упражнения, предложенные учителем на данном этапе, тем выше вероятность успешного осознанного запоминания учащимися данного слова. На своих уроках при работе над словарными словами совместно с учащимися мы часто проводим «Этимологические раскопки» с целью узнать происхождение слова, «Лингвистический эксперимент» – для выяснения значения, функции данного слова в языке, создаём «Языковую мастерскую», чтобы произвести звуко-буквенный анализ, деление на слоги, составляем «Узелки на память» и т.д.

Для успешного запоминания написания слова часто использую мнемонический приём (ассоциации, стихи, аналогии, ребусы, рисунки). На этапе контроля, выяснения уровня обученности использую нестандартные формы работы «Листок грамотея», «Эстафета грамотности», «Орфографическая пятиминутка», «5 на 5», «Орфографический турнир » т.д.

Таким образом, использование разнообразных приёмов, форм и средств обучения в работе над словарными словами позволяет заинтересовать учащихся работой над словом. У них накапливается словарный запас, формируется навык написания и правильного употребления трудных слов, активизируется мыслительная деятельность, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову. В своё время Л.В. Успенский писал: «Слово – это одно их самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире». И в силах учителя сделать этот процесс наблюдения не только поучительным, но и увлекательным, занимательным и незабываемым.



КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"