Формирование орфографических навыков

у учащихся c интеллектуальными нарушениями на примере работы над словарными словами

Слова с непроверяемыми написаниями (словарные слова) составляют 30-35% по отношению к проверяемым. Эти цифры свидетельствуют о необходимости и значимости работы с такими словами. В список словарных слов для учащихся с отклонениями в развитии попадают в первую очередь слова необходимые для дальнейшей эффективной адаптации и социализации школьника.

Все слова, изучаемые на уроке, отрабатываются в лексическом и грамматико-орфографическом плане. Систематическая словарная работа способствует формированию не только общеучебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, мышления, внимания, памяти и т.д. Так при распределении словарного материала в 5 классе (авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская) я активно пользуюсь следующей методикой: сначала я группирую словарные слова в блоки («Вежливые слова» – благодарю, до свидания, здравствуй; «Инструменты» – инструмент, долото, стамеска, станок, железо; «Родина» – защита, охрана, граница, герой, победа, салют и т.д.), затем каждый блок печатаю на отдельном листе бумаги и вывешиваю на неделю в классе (так называемый «дежурный словарь»). На уроке работаю с 1-2 словами. Работа над словарными словами ведётся по специальному алгоритму.

Традиционная методика работы со словарными словами на уроках русского языка предлагает нам следующие этапы: восприятие слова на слух; зрительное восприятие слова; выяснение его лексического значения; вторичное прочтение слова, постановка ударения, выделение гласных или согласных, которые нужно запомнить; деление слов на слоги и для переноса; запись слова в тетрадь или орфографический словарик с подчёркиванием буквы или букв, написание которых надо запомнить; подбор родственных слов, запись их с подчёркиванием нужной орфограммы; составление словосочетаний и предложений с изучаемым словом; запись лучшего предложения в тетрадь (из составленных учащимися или данных учителем). Однако такой работы со словарными словами часто бывает недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным написанием.

При работе со словарными словами я пытаюсь разнообразить традиционные этапы работы посредством использования нетрадиционных приёмов. Чем больше и активнее ребёнок будет участвовать в получении информации, тем прочнее будут его знания. Поэтому на этапе «Знакомства со словарным словом» я использую различные виды упражнений, формирующие познавательный интерес, мыслительную и речевую активность учащихся («Объясни словечко», «Кодированное письмо», «Задача для настоящего лингвиста», «Собери словечко», «Третий лишний» и т.д.). Слово на данном этапе не сообщается учащимся. Школьники сами путём мыслительных и логических операций должны догадаться, о каком словарном слове пойдёт речь на уроке.

В работе над самим словом главным считаю комплексный (разносторонний) подход к слову. Чем интереснее и разнообразнее будут упражнения, предложенные учителем на данном этапе, тем выше вероятность успешного осознанного запоминания учащимися данного слова. На своих уроках при работе над словарными словами совместно с учащимися мы часто проводим «Этимологические раскопки» с целью узнать происхождение слова, «Лингвистический эксперимент» – для выяснения значения, функции данного слова в языке, создаём «Языковую мастерскую», чтобы произвести звуко-буквенный анализ, деление на слоги, составляем «Узелки на память» и т.д.

Для успешного запоминания написания слова часто использую мнемонический приём (ассоциации, стихи, аналогии, ребусы, рисунки). На этапе контроля, выяснения уровня обученности использую нестандартные формы работы «Листок грамотея», «Эстафета грамотности», «Орфографическая пятиминутка», «5 на 5», «Орфографический турнир » т.д.

Таким образом, использование разнообразных приёмов, форм и средств обучения в работе над словарными словами позволяет заинтересовать учащихся работой над словом. У них накапливается словарный запас, формируется навык написания и правильного употребления трудных слов, активизируется мыслительная деятельность, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову. В своё время Л.В. Успенский писал: «Слово – это одно их самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире». И в силах учителя сделать этот процесс наблюдения не только поучительным, но и увлекательным, занимательным и незабываемым.



КПК

май 2018

05.05.18 (сб) - 06.05.18 (вскр)  КПК для пед работников Тема: «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС»  г. Сарапул, ГИМЦ, л. Горького,12

12.05.18 (сб) - 13.05.18 (вскр) КПК для пед работников Тема: «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС , г. Чайковский

16.05.18 (ср) - КПК для пед работников Тема: « Современные образовательные технологии в начальном общем и основном общем образовании как средство реализации требований к результатам освоения ООП НОО и ООО» («Особенности преподавания истории в начальной школе. Трудности в освоении технологий деятельностного типа», пособия, проектная задача), НОШ № 8, г. Сарапул

19.05.18 (сб) - 20.05.18 (вскр) КПП по направлению «Дефектология», итоговая аттестация, г. Ижевск, шк. 15

22.05.18 (вт) - КПК для пед работников Тема: «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС», п. Ува

23.05.18 (ср) - КПК для пед работников Тема: « Современные образовательные технологии в начальном общем и основном общем образовании как средство реализации требований к результатам освоения ООП НОО и ООО» (Системная подготовка к ВПР по русскому языку),НОШ № 8, г. Сарапул

27.05.18 (вскр) - КПП по направлению «Менеджмент в образовании», итоговая аттестация,п. Ува

28.05.18 (пн) - КПП по направлению «Педагог дополнительного образования», итоговая аттестация, г. Ижевск

29.05.18 (вт)  - КПК для пед работников Тема: «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС», п. Ува

Новое на сайте 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ МАРАФОН
 "ПУТЬ К СТАНЦИИ Я"