Развитие коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта посредством приёма театрализации

«Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов»

Александр Иванович Герцен

Исследователи рассматривают общение как важнейший вид человеческой деятельности, в процессе которой происходит формирование познавательных процессов и личности в целом. Они подчёркивают тесную связь общения с речью. Речь выполняет многообразные функции в жизни человека, но прежде всего, она является средством общения.

Исследованию проблемы развития речевого общения посвящены труды многих авторов: А.К. Аксёновой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Т.В. Лусс, В.Г. Петровой, С. Л. Рубинштейна и др. Они отмечают, что основным условием и движущей силой общего развития детей является общение с окружающими людьми: именно через общение они усваивают систему ценностей и формы деятельности. Авторы также отмечают, что у детей с нарушением интеллекта затруднён процесс становления речевого общения, но выявлены возможности его развития.

Как показывает практика, одним из наиболее эффективных приёмов работы в обучении детей с нарушением интеллекта, является приём театрализации.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования всех сторон речи (словаря, фонетики, синтаксиса), её выразительности, речевой активности, перевода неречевых средств общения в речевые, в процессе чего происходит непосредственное формирование навыков речевого общения.

Театрализованные игры повышают речевую активность, выступают в роли образца речевого реагирования, обогащают чувственный опыт детей, стимулируют развитие анализаторных систем. Таким образом, театрализованные игры в силу своего комплексного воздействия оказываются особенно полезными в процессе развития речевого общения.

Работа по развитию речевого общения у младших школьников с нарушением интеллекта посредством театрализованных игр будет более эффективной, если организовать процесс театрализованной деятельности с участием кукол.

Использование куклы снимает страх, напряжение перед тем, что нужно будет говорить – кукла выступает в роли маски, за которую можно спрятаться. Слова приходится говорить не ребёнку, а его персонажу (кукле). Она же является посредником между общающимися сторонами.

Бывает так, что ребёнок не идёт на контакт со взрослым, но только появится кукла, которая начнёт разговаривать с ним, напряжение в отношениях исчезает. Кукла манит, завораживает, с ней хочется поиграть.

В 1990-х годах И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова создали методику психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанную на детей с трудностями поведения и общения. Главный инструмент этой методики – кукольный театр.

Кукольный театр – это особый вид искусства, который невозможно сравнить ни с драматическим, ни с оперным, ни любым другим. Причина этому кроется в древних и очень странных взаимоотношениях человека и куклы. Это не только древнейшее, но и самое интернациональное, и самое демократичное из искусств.

В наши дни существует многообразие форм представлений в кукольном театре. Определяется оно видом кукол и их системами управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.

Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовление самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие, изобретательские способности. Дети всегда с удовольствием принимают участие в изготовлении кукол. Персонаж из любого материала, сделанный своими руками, становится родным и очень значимым для ребёнка, так как он вложил в него свои силы, старания и уже наделил его какими-либо качествами, сроднился с ним.

Наиболее распространённые виды театра, используемые в школе:

Театр картинок, фланелеграф и настольный театр – он наиболее прост в изготовлении и показе. Его дети могут нарисовать и вырезать сами. Они будут изображать картинки, силуэты и придумывать к ним свои рассказы. Здесь всё плоское: и куклы, и декорации.

Театр игрушек – всё объёмное. Игрушки используются обычные, купленные в магазине, плюс для показа могут понадобиться различные вещи: посуда, корзинка, кроватка. Желательно, чтобы все игрушки были однофактурные. Такое представление помогает более яркому восприятию, развивает пространственное и образное видения детей.

Театр коробочек и шариков. Дети делают сами из готовых материалов коробочки и шарики. Остаётся только нарисовать или приклеить глазки, носики, ушки, рожки, бантики и фартучки, копытца и туфельки – то, что необходимо для маленькой сказки.

Театр пальчиков – маленькие мешочки, сшитые из ткани, одетые на детские пальчики. Эти мешочки имеют элементы зверюшек и образ людей. Интересен пальчиковый театр из поролона, из которого вырезаются головки персонажей. В том месте, где у головки должна быть шея, делается углубление для пальца. Детали лучше пришить, используя разноцветный поролон, кусочки ткани. Можно приклеить к ним детали – уши, глаза; из ткани, ниток, пакли, мочала хорошо получаются волосы.

Театр рукавичек – детские рукавички и перчатки. Не нужно перегружать их реальными деталями.

Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.
Из носового платка или квадратного кусочка материи очень легко сделать простейшую куклу.

Игрушки из конусов и цилиндров оформить лучше аппликацией: бумагой, тканью, кружевом, тесьмой, нитками, а также пуговицами, бусинками, бисером, пришив или приклеив их к поделке.

Любую коробку можно приспособить и для головы куклы. Важно только, чтобы в ней могла свободно поместиться рука ребёнка. Есть два варианта изготовления: либо коробка изображает целую фигурку, либо делается только голова.

Игрушки из природных материалов. Используются шишки, желуди, каштаны, кора, семена косточки и др. Театр игрушек из природных материалов удобнее показывать на песке. Декорации оформляются с помощью корней, коры, камушков, веточек растений. Можно поставить в песок ёмкость с водой, тогда персонажи могут плавать на плотиках и лодочках из коры.
Основные направления работы по развитию речевого общения:

- развивать и обогащать словарный запас, грамматический строй, звуковую сторону речи;

- развивать умения, относящиеся к невербальному поведению;

- обогащать игровой опыт детей, развивая специальные игровые умения, связанные с освоением позиции «зритель», «артист», умения взаимодействовать с другими участниками игры.

Основные правила работы:

- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

- участие детей в подготовке к игре (изготовление декораций);

- совместное участие в данном процессе детей и взрослых.

Ступени освоения игр:

- игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц;

- игра-импровизация под музыку;

- ролевой диалог героев сказок;

- игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.

Обыгрывать с помощью кукол можно не только литературные произведения, но и педагогические ситуации, и различный учебный материал по предметам.

Так как театральная деятельность предполагает активное включение в творческую коллективную работу, то ученики усваивают учебный материал более эффективно.

Кроме того, театр как вид искусства моделирует поведение человека в условиях взаимодействия с другими людьми, и данная форма работы является мощным воспитательным средством.

Этот приём можно использовать не только на уроках, но и на всех дополнительных занятиях второй половины дня: на классных часах, коррекционных занятиях для более доступного изложения материала, а – самое главное – хорошо запоминающееся.

Таким образом, и в теории, и на практике мы видим, что театрализованная деятельность является самой эффективной формой работы по развитию коммуникативных навыков. Она позволяет проживать жизненные ситуации и закреплять навыки общения необходимые для социализации.


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"