Эколого-краеведческая экспедиция

Эколого-краеведческая экспедиция как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения, деятельностного освоения этнокультурного наследия и воспитания личности на этнокультурных традициях.                 А.Б. Афанасьева

Удмуртия – многонациональный, поликультурный регион России. Удмурты создали свою неповторимую традиционную культуру. Знания и уважение к традиционной культуре удмуртов делает человека, проживающего на территории Удмуртии, современным. Современный человек ХХI века – толерантный, высококультурный, нравственный.

Цель работы современной школы – соединение умственного и физического труда учащихся на основе научных знаний. Полноценны знания тогда, когда они получены путем собственных исследований, а выработанные умения будут применяться в жизни учащегося.

Осуществить данную цель позволяют методы и формы, направленные на научно-исследовательскую и поисковую деятельность учащихся. Основной формой получения знаний для нас является научно-исследовательская экспедиция. Мы являемся активными участниками экспедиций разного уровня.

Июль 2008–2016 г. Научно-исследовательские экспедиции «Лето наших открытий», организованные ЦДТ Устиновского района г. Ижевска в рамках проекта «Исследователь нового века». Здесь мы постигали азы биологических исследований.

Экспедиция, как форма организации учебного процесса, состоит из нескольких этапов. Подготовительный этап включает в себя написание исследовательской работы, в которой и формируются цели экспедиции, а также решение организационных, материально-технических вопросов. Следующий этап – сама экспедиция (поездка, выполнение намеченных планов и культурная программа). Заключительный этап – выступление на научно-практических конференциях различного уровня.

В ходе экспедиций мы использовали экспериментальный, исследовательский, частично-поисковый методы получения информации.

Пример обработки материала экспедиции:

Пролог: Наши предки удмурты оставили свою культуру, которая получила название пьяноборская. Археологами хорошо исследованы крупные городища, селища, могильники, клады пьяноборской культуры. Во время археологических раскопок найдены бронзовые украшения, железные орудия труда, оружие и ткани (фрагменты одежды). Один из крупнейших могильников пьяноборской культуры – Тарасовский (Сарапульский район Удмуртской Республики). В Тарасовском могильнике в большом количестве найдены фрагменты тканей.

Цель нашего исследования – узнать, что удмурты использовали в качестве красителей, и какого цвета получалась ткань, окрашенная данным красителем. Исследовательская работа была написана к весенней школьной научно-практической конференции, где учащиеся доказали важность экспедиции в село Тарасово. Из опроса жителей села мы выяснили, что раньше использовались для окрашивания: кора черёмухи, корневища подмаренника, лепестки василька, кора рябины. Мы провели окрашивание, сравнив первоначальные (контрольные) образцы и цвет окрашеных хлопчато-бумажных нитей и шерстяных. Наиболее интенсивное окрашивание наблюдается корой деревьев: кора рябины и черёмухи дали кирпичные оттенки; корневища подмаренника – красно-коричнивый оттенок, лепестки василька – нежно-голубой. Таким образом, древние удмурты могли окрашивать шерстяные ткани корой деревьев, т. к. она даёт более насыщенный оттенок и менее трудоёмка при сборе.

Значение экспедиции как формы этнокультурного образования

Обстановка общения с природой и носителями удмуртского языка – живой процесс обучения и воспитания. Именно в экспедиции достигается этот результат.

Экспедиция позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся, проблемы во взаимоотношениях, обнаружить недостатки подготовленности группы к исследовательской деятельности. Это позволяет учителю скорректировать процесс получения знаний учащихся и формирования их коммуникативных умений.

Экспедиция позволяет формировать у учащихся как научно-познавательные и информационно-коммуникативные способности и умения, так и мировоззрение, гражданскую позицию.


Курсы

 21.08.18 - 22.08.18 КПК для учителей: «Олимпиадное обществознание: контуры подготовки» (ДПОП « Современные образовательные технологии в начальном общем и основном общем образовании как средство реализации требований к результатам освоения ООП НОО и ООО») г. Ижевск

24.08.18 - 25.08.18 КПК для учителей: «Проектный подход к конструированию эффективного учебного занятия» (ДПОП « Современные образовательные технологии в начальном общем и основном общем образовании как средство реализации требований к результатам освоения ООП НОО и ООО»), г. Чайковский

26.08.18 - 27.08.18  КПК для руководителей ОО: «Управленческий проект как результат работы эффективного руководителя» ,  п. Кизнер 10.30-16.30

28.08.18 - КПК для преподавателей: «Деятельность педагога профессиональной образовательной организации в современных условиях», ЭТК, г. Ижевск, ул. Халтурина, 2а 

28.08.18 - КПК для пед работников Тема: «Современные дети - какие они»,  г. Ижевск, Воткинское шоссе, 12а,

29.08.18 - КПК для пед работников Тема: «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС» 

29.08.18 - КПК для учителей: «Организация мониторинга образовательных достижений обучающихся в условиях освоения ООП», 8 ч. с. Дебесы

29.08.18 - КПК для пед работников Тема: «Современные дети - какие они», г. Ижевск

Новое на сайте 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ МАРАФОН
 "ПУТЬ К СТАНЦИИ Я"