Артикуляционные сказки—помощницы для детей дошкольного возраста

На вопрос «Что такое артикуляционная гимнастика?» ребёнок обычно отвечает: «Это зарядка для язычка. Её надо делать, чтобы правильно говорить звуки». Вечно занятый родитель удручённо констатирует: «Это задача логопеда, чтобы мой ребенок научился говорить звук «р». Воспитатель группы детского сада, не задумываясь, ответит: «Это режимный момент».  Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. Цели артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков. К этому хочется добавить, что артикуляционная гимнастика - это поле для полёта фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости.

Для достижения этих целей в своей работе использую артикуляционные сказки. Артикуляционные упражнения представлены в виде занимательных сказок, их легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логичной подачу материала. В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям! Дети дошкольного возраста, слушая сказки, с удовольствием выполняют упражнения.

«Карлсон, который живет на крыше» (для постановки звука «р»).

Высоко на крыше живет Карлсон (дети тянутся кончиком языка к носу). Он весёлый, толстый (улыбаются, надувают щеки). Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны (выполняют упражнение «Качели», «Часики»). Потом он умывается (облизывают губы по часовой стрелке и против неё). Наводит чистоту в своем доме - на крыше (имитируют чистку верхних и нижних зубов). Завтракает плюшками, пьёт чай с вареньем (выполняют упражнение «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье»). После завтрака Карлсон заводит моторчик (упражнение «Дятел» д-д-д). Он сломался, не заводится (упражнение «Маляр»). Проверяет, крепкий ли мотор (упражнение «Грибок»). Отталкивается от края крыши и перелетает с крыши на крышу (произносим др-р-р).

«Наши домашние животные»

Летом наш Язычок отдыхал в деревне у своей бабушки. Там он научился изображать домашних животных, которые жили на скотном дворе. 1. Кошка лакает молоко - кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим в глубь рта; совершаем глотательное движение (6 раз). 2. Собачка грызёт косточку - слегка покусываем кончик языка (6 раз). 3. Лошадка цокает копытцем - щёлкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остается неподвижной (10 раз). 4. Корова жуёт травку - имитация пережёвывания пищи с закрытым ртом. 5. Свинья чавкает во время еды - имитация пережёвывания пищи с открытым ртом. 6. Коза бодается - напряжённый язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку (10 раз). Расскажи, какие животные живут у бабушки, и зачем они ей? Вспомни и назови животных, которых Язычок видел у своей бабушки.

«Зима»

Наступила зима. Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить. 1. Подуй на снежок - дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щёки не надувать, кончик языка чуть виден между губами). 2. Язычок боится мороза - острый напряжённый язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно. 3. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны). 4. Язычок прыгает через зубы, как через снежные валы: широкий язык то упирается в основания резцов, то перепрыгивает через зубы, попадая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю). 5. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается. 6. Ручки заморозим, и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согревая их. Скажи, любишь ли ты зиму? Объясни, почему?

Подсказки специалисту Прежде чем начинать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, необходимо провести обследование: звукопроизношения, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия. Обследования показывают, что нарушение звукопроизношения, в основном, связано с нарушением подвижности артикуляционного аппарата.

Если дети не могут удерживать кончик языка в верхнем положении, удерживать язык широко распластанным, управлять им, то можно сделать вывод, что у этих детей могут быть проблемы в произношении шипящих и сонорных звуков. Если у ребёнка задняя часть спинки языка не дотягивается до нёба, то у него могут быть проблемы произношения звуков «к», «г».

Логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики. Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер произношения. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

Например, для произношения шипящих звуков губы округлены и слегка вытянуты вперёд, зубы сближены, но не соприкасаются, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Для выработки необходимых движений языка и губ разрабатываю комплекс упражнений (такие как «Бублик», «Чашечка», «Трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Гармошка»).

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением. Сначала упражнения выполняем в медленном темпе перед зеркалом, логопед делает их вместе с ребёнком, чтобы он видел зрительный контроль. После того, как ребёнок научился выполнять движения, мы зеркало убираем, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения малыша. С помощью наводящих вопросов взрослого ребёнок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий). Это даёт детям возможность делать свои первые «открытия», вызывая интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Все упражнения проводятся в игровой форме, каждое из них имеет картинку-символ, поэтому у детей не пропадает интерес к занятиям. Также учитываем возрастные особенности детей, последовательность упражнений (от простого к более сложным). Всё это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и результативной.


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"