Мастер-класс директора

Представляем: Людмила Аркадьевна Безвух, директор МОУ «Рябовская СОШ» Увинского района.

Коротко о себе. Я начала работать учителем начальных классов в Рябовской школе. Через год уехала в Ува-Туклю и 16 лет проработала в этой школе. Аттестовалась там на первую, потом высшую категорию. Участвовала в конкурсе педагогического мастерства в 2004 году, победив в нем. В 2005 году стала финалистом республиканского конкурса, а в 2006 году стала победителем Национального проекта «Образование». 7 лет в Ува-Тукле я работала заместителем директора по учебной, а потом по учебно-методической работе. Директором я стала внезапно: перед 1 сентября меня вызвали в Управление образования, предложили эту должность и дали сутки на размышление. Мама сказала: попробуй! Муж сказал: ты доросла! И только дочка воскликнула: «Мамочка, у тебя будет такая нагрузка, пожалей себя!» Она это знает – семья прошла со мной через все конкурсы и аттестации.

Самое главное в нашей работе – любовь к детям. 18-й год работая в школе, я убедилась: плохих детей не бывает. Бывают не совсем компетентные учителя – педагогу надо уметь находить подход к каждому ребенку. Дети - такие же люди с теми же проблемами. Многие из них приходят утром в школу, не ночевав дома, или после дебошей или пьянства родителей – таких большинство в деревне. Если ребенку тяжело дома, значит, он в школе должен получить максимум внимания от всех, кто его окружает. Заступив на должность директора, я сразу собрала не только коллектив, но и техперсонал и сказала: НЕ СМЕТЬ ОРАТЬ НА ДЕТЕЙ! Даже если они прошли в грязных сапогах. Вы объясните им их оплошность спокойно, и больше такого не будет. Есть и другие правила.

НЕ СТАВИТЬ ДВОЙКИ. Не на жизнь, а на смерть я борюсь и с двойками. Мы, как правило, сразу срываемся, когда ученик не сделал домашнее задание. Но ты узнай причину! Редко бывает, что ребенок не выучил урок из-за лени. Но и в этом случае ты построй работу так, чтобы ему хотелось выучить твой урок и хотелось идти в школу. Если нет выполненного задания, дайте шанс ребенку - для чего сразу ставить двойку? Это же унижает его! В классе сидит 18 человек, а ему говорят при всех: да, ты плохой, двойка! Ну и что? На первом уроке, на втором – двойка, а на третьем он скажет: «Да мне плевать на ваши двойки, ставьте!» Зачем вырабатывать в детях агрессию? Конечно, ситуации бывают разные: иногда двойка лечит, а иногда может и покалечить. Это уже вопросы психологии.

МАКСИМУМ ВНИМАНИЯ К КАЖДОМУ УЧЕНИКУ, и не только к тем, кто учит уроки каждый день, хороший спортсмен или активист. Для этого тоже создаются условия – например, через дополнительное образование, кружки по интересам. Конечно, правила требуют наполняемости кружка не менее 14 человек, но если на кружок ходят всего два ученика, то пусть они найдут себя в этом деле. Это моя головная боль, как оплатить работу педагога. Работа кружка не делается ради одного взрослого преподавателя, для его зарплаты. Это делается ради ребенка!

Вопросы аудитории

- Вы ждете новые ФГОС. Коллектив боится их? - В Рябовской школе коллектив консервативный – педагогический возраст у всех более 20 лет. Боятся не самих стандартов – боятся того, что их заставят переделываться. Стажисты, конечно, много реформ пережили, их стандартами не удивишь. Но то, что им внутренне приходиться бороться с самими собой, вызывает у людей негатив. А педагог должен быть гибким и мобильным – он должен подстраиваться под условия и заказ, которые нам дает общество. Я веду уроки биологии в 6 классе. Изучаем деревья, а среди них - туя и кипарис. Я даю задание сделать про них реферат дома, а дети достают сотовые, заходят в интернет и тут же мне выдают сведения про тую и кипарис. Дети перепрыгнули учителей в своей информированности, что я и пытаюсь донести коллегам.

- Вам трудно было начинать директорствовать? - Мне в Рябовской школе легко – я здесь училась, была в сборной района по настольному теннису, сюда выходила замуж, здесь начинала работу. Меня встречали очень доброжелательно, и это меня окрыляет. Сама я знаю коллектив и многих ребят узнаю по внешнему сходству с теми, с кем была знакома, фамилиям, отчествам.

- Ваша директорская стратегия? - Моя цель – вытащить школу из болота традиционной системы и внедрять здесь развивающую систему Л. В.Занкова, которой я предана, столько лет отработав по ней. Я встречалась практически со всеми авторами учебников по этой системе, была на их курсах. Мы разработали в Ува-Туклинской школе программу, которая способствовала продолжению в 5 классе обучению математике, русскому языку, природоведению. Даже если нет учебников, есть стиль общения, методы и приемы на уроке, разные технологии: развития критического мышления, проблемного обучения, поисково-исследовательская деятельность. Знаю, что коллеги из старшего звена иногда ворчат: начальные классы привыкли с малышами играть. Я же считаю так: учитель не состоялся, пока он не проработал год в первом классе – попробуйте! Я всегда при аттестации показывала открытые уроки только на первом классе. Они еще не научены ни льстить, ни врать, ни придумывать – они такие, какие есть. Второе, что мне по душе – то, что ты не ожидаешь, куда они повернут урок. И ты как учитель должен вывернуться так (а ведь по спине бежит вода от нервного напряжения аттестации), чтобы вывести их на ту цель, которую ты поставил в начале урока. Это здорово, это такой адреналин!

- Людмила Аркадьевна, вам льстит, когда Вас называют звездой в школе? - Я не звезда, я пашу. Я родилась под знаком Овна в год Быка – копыта и рога мне помогают упираться и идти вперед! А привычка пахать, видимо, заложена изначально. Говорят, у директора ненормированный рабочий день. Но у учителя, который хочет работать и получать результаты, день тоже ненормированный, и ночь ненормированная…


 КПК 

01.12.18 (Сб) КПК «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО» 

04.12.18 (Вт)  КПК  «Оценка качества образования. Построение внутренней (внутришкольной) системы оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС: от административного уровня до учительского» (ДПОП « Современные образовательные технологии в начальном общем и основном общем образовании как средство реализации требований к результатам освоения ООП НОО и ООО)

07.12.18 (Пт) - 09.12.18  (Вскр) V Межрегиональный педагогический марафон «Твои возможности» ООО «ДОЛ «Дружба» 

12.12.18 (Ср) «Проектная деятельность обучающихся как способ формирования метапредметных результатов в обучении в условиях реализации ФГОС» (ДПОП « Современные образовательные технологии в начальном общем и основном общем образовании как средство реализации требований к результатам освоения ООП НОО и ООО) 

13.12.18 (Чт)- 14.12.18 (Пт) Образовательный тур в г. Казань г. Казань 

15.12.18 (Сб) «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС» 

16.12.18 (Вскр) - 24.12.18 (Пнд)  КПП «Дефектология» , г.Ижевск, г. Ува

Образовательный тур на

 ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ 

г. Казань

 innovats-ploschadka.jpg