Педагогическй проект «Мой род, мой народ».

Я считаю, что тема «Семья» является актуальной в наше время, и предлагаю вашему вниманию один из вариантов проекта на эту тему.

Актуальность. Любовь к Родине начинается с семьи. Любовь к родному дому, детскому саду – это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде всего должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой Родины, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях наших традиций. Поэтому необходимо создавать условия для формирования эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада.Сейчас важнее любить своих родных, семью, уметь дружить, знать свою Родину и гордится ею. Учитывая возрастные психические особенности детей, я разработала поэтапный план проекта, где отразились наиболее яркие формы работы по данному направлению через образовательные области.

Результат. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен: позволяет наладить динамичную и действенную связь в работе детского сада с семьей. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. У детей появился интерес к своему роду, семье, народу. У детей отмечено уважительное отношение к людям труда, истории, культуре и обычаям родного края. Результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, презентация своей семьи, герба семьи, улицы, рассказы о своей любимой игрушке и т.д. В ходе реализации проекта развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг другу, интерес к познанию.

Конспект занятия в подготовительной группе «Род. Родословие».

Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Задачи: Уточнять и обобщать знания о семье, закреплять представления о родственных отношениях; формировать представление о том, что такое род и родословие; воспитывать любовь и уважение к членам семьи; понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье, развивать связную речь, познавательный интерес.

Предварительная работа: Заучивание пословиц о семье, стихотворений, чтение художественных произведений, рассматривание семейных альбомов, репродукции картин, составление генеалогического древа семьи (работа с родителями), дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, беседы вне занятий.

Ход занятия: Групповая комната оформлена как картинная галерея: на мольбертах размещены репродукции картин А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и с сыном», Ю. Кугач «В субботу», И. Хомутова «Семья», З. Серебрякова «Автопортрет с дочерью».

Воспитатель: Дети, я сегодня вас приглашаю на выставку картин. Рассмотрите внимательно все картины. Что их объединяет? Кто изображен на них? (На картинах изображены семьи). Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Картины такие разные. (На картинах изображены родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети). Выберите картину, которая вам больше всего понравилась. И подумайте, что вы сможете о ней рассказать. (Короткие рассказы детей). Все картины объединяет их добрый настрой. Количество людей, изображённых на картинах, разное, состав семьи тоже. Одни семьи жили очень давно, много лет и даже веков назад; другие – наши современники. Однако художникам удалось передать их любовь и нежность друг к другу, заботу. Родители ласково обнимают детей, у всех очень добрые лица. Как вы думаете: что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг другу уважительно, говорят друг с другом ласково).Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня. Ребёнок (читает стихотворение Я. Акима): Мама с папой – моя родня, Нет роднее родни у меня. И сестрёнка - родня и братишка, И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю,Скоро всем подарки куплю. Папе будет моторная лодка, Маме в кухню – волшебная щётка, Молоток настоящий - братишке, Мяч сестрёнке, конфета – Тишке, А ещё есть друг у меня, Друг Серёжка - мне тоже родня. Я к нему прибегаю с утра, Без него мне игра - не игра. Все секреты ему говорю, Всё на свете ему подарю. Воспитатель: Как вы считайте, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня? (Ответы детей). Это стихотворение шуточное. Не все персонажи являются членами одной семьи. Мама, папа, брат, сестренка – это родня. Друг Серёжка - не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей тоже. Домашних животных мы любим, заботимся о них, иногда считаем их членами своей семьи. Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.Как вы думаете, все семьи одинаковые? Или они разные? (Все семьи разные. Есть большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они живут в разных домах). Воспитатель: Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их. («Вся семья вместе, и душа на месте», « Семья – это семь Я», « Всякой матери свое дитя мило», « Дети – цветы жизни»).

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика сопровождается чтением потешки: Этот пальчик – дедушка.Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – маменька, Этот пальчик – папенька, Этот пальчик – наш малыш! Зовут его Ванюша!

Воспитатель: У Ванюши дружная, сплочённая семья, потому что пальчики собрались в кулачок. Какой должна быть семья? Подберите слова определения к слову «семья». ( Дружная, крепкая, заботливая, трудолюбивая, ласковая). У каждого из вас есть семья. У каждой семьи есть своя история. Семейная история это - родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо». Генеалогия – наука о родословной человека. Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них в, свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако мы все являемся «плодами» нашего родословного дерева, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни. Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи – большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы? Дома вы с родителями составили родословное дерево. Расскажите про свою семью. Дети рассказывают про своё генеалогическое древо. (Наша семья Широбоковых. Меня зовут Илья. У меня есть родители. Папу зовут Михаил Александрович, он работает энергетиком. Мама – Наталья Викторовна работает воспитателем в детском саду. У моего папы есть родители: Галина Николаевна - это моя бабушка, Александр Михайлович – это мой дедушка. У моей мамы тоже есть родители. Это мои дедушка и бабушка – Татьяна Владимировна и Виктор Александрович. А ещё у меня есть сестренка Лиза. Она совсем маленькая. Я ей прихожусь старшим братом. Мы всей семьей любим отдыхать, путешествовать).

Воспитатель: Слушая ваши рассказы, я почувствовала, с какой нежностью вы рассказывали о своих семьях. Спасибо вам за это.


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"