Эффективные приемы использования ИКТ на уроках


Светлана Петровна Широбокова, учитель русского языка и литературы МОУ «Якшур-Бодьинская сельская гимназия», зав. кафедрой русского языка и литературы в гимназии.

Урок русского языка
1. На стадии «вызов» можно использовать орфографическую, орфоэпическую и лексическую разминки (такой приём развивает не только орфографическую зоркость, но и внимание, память).

2. «Кроссворд» - ответы в кроссворд вписываются в интерактивном режиме или дублируется слайд с правильными ответами. Эффективность такого приёма очевидна – это способ повышения познавательного интереса учащихся, а также возможность перейти к новой теме.

3. На этапе создания проблемной ситуации возможен, например, такой приём, как «интрига». На слайде дана фотография, содержание которой, казалось бы, никоим образом не связано с темой уроков по словосочетанию. Детям предлагается выполнить ряд заданий, которые «выводят» их на новую тему. Слово СУП становится впоследствии ключевым кодом для запоминания трёх способов подчинительной связи в словосочетаниях.

4. На уроках обобщающего типа мне нравится использовать групповую форму работы. Чаще всего это конкурс команд на лучших знатоков темы. Здесь используется метод «игры», создаётся он, в основном, при помощи гиперссылок.

5. Например, при изучении частей слова процесс словообразования можно показать именно в действии: сначала выводим на экран слова, делим их на составляющие морфемы, затем составляем новое слово и определяем способ словообразования. Для этого на экран выводим корень и окончание (морфемы, не участвующие в словообразовании), затем под каждой частью общепринятого в науке графического обозначения приставки и суффикса появляются две отсутствующие части слова. Так учащиеся осознают и усваивают один из сложнейших способов словообразования – приставочно-суффиксальный.

6. Еще один, не менее важный метод - использование при объяснении темы контрастных понятий из разряда «да - нет», «хорошо - плохо», «красное - черное», «правильное - неправильное» и т.п. Этот метод можно использовать при создании слайда «Блиц-опрос», «Третий лишний».

7. Наглядность и эффективность использования времени на рабочем уроке достигается использованием приёма сверки выполненного задания со слайдом, на котором даны правильные ответы.

8. На этапе рефлексии на уроках русского языка с целью развития речи можно использовать слайды, где необходимо, опираясь на иллюстрацию или фотографию, составить связный текст с использованием знаний, полученных на уроке.

Урок литературы

1. Сейчас невозможно себе представить, что можно изучать биографию авторов в старших классах без соответствующей презентации. В этом направлении на МО была проведена колоссальная работа. Были подготовлены практически все биографии авторов, изучаемых в 10-11 классах. При составлении подобных презентаций нами были использованы некоторые интересные приёмы. Так, например, на стадии «вызов» детям предлагается проблемная ситуация: слайд, на котором даётся изображение звёздной ночи, и на этом фоне звучит романс. Учащимся предлагается высказать своё мнение по вопросу: «Каким человеком вы представляете автора данных строк?». Далее мы представляем тему урока, а именно «Личность и судьба М.Ю.Лермонтова». Создание проблемной ситуации позволило не только заинтересовать, заинтриговать учеников, но и создать эффект «яркого пятна».

3. Эффективен приём сравнительного анализа на стадии актуализации знаний. Например, начиная изучение темы «Реализм», учащиеся сравнивают три картины на слайде. Такое сравнение возможно только с использованием компьютера. Далее учащиеся отмечают сходства и отличия, что позволяет актуализировать имеющиеся у них знания по трём предыдущим направлениям: классицизму, сентиментализму и романтизму. На данном этапе уместно использование приёма «нахождение соответствий». Знакомство с новой картиной Курбе «Похороны в Орнане» позволяет выявить, не называя тему урока, новые, отличительные особенности создания художественного образа в этом произведении при помощи опорных слов. Далее мы можем перейти к теме урока и его цели.

Приём сравнительного анализа можно использовать и на стадии рефлексии. Например, урок «Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» завершаем вопросом: «Перед вами изображение Петербурга в 19 веке на фотографиях и иллюстрациях к роману. Как вы думаете, почему эти изображения так контрастны?»

Использование этих и многих других приёмов позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяет возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, активизирует все виды памяти (что немаловажно, так как не все дети воспринимают информацию одновременно зрительными и слуховыми образами), а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения - формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворения результатами каждого локального этапа в обучении, повышается производительность урока. Вместе с тем проблема эффективного использования ПК в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла остается чрезвычайно острой. Программного обеспечения (ПО) по русскому языку и литературе, пригодного для систематического использования в процессе обучения, нет или это выпуск энциклопедий на компакт-дисках. Поэтому для подготовки урока с интерактивной доской требуется значительное время - в частности, на изготовление презентаций по биографиям некоторых авторов уходит до 6-10 часов работы.


 КПК 

01.12.18 (Сб) КПК «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО» 

04.12.18 (Вт)  КПК  «Оценка качества образования. Построение внутренней (внутришкольной) системы оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС: от административного уровня до учительского» (ДПОП « Современные образовательные технологии в начальном общем и основном общем образовании как средство реализации требований к результатам освоения ООП НОО и ООО)

07.12.18 (Пт) - 09.12.18  (Вскр) V Межрегиональный педагогический марафон «Твои возможности» ООО «ДОЛ «Дружба» 

12.12.18 (Ср) «Проектная деятельность обучающихся как способ формирования метапредметных результатов в обучении в условиях реализации ФГОС» (ДПОП « Современные образовательные технологии в начальном общем и основном общем образовании как средство реализации требований к результатам освоения ООП НОО и ООО) 

13.12.18 (Чт)- 14.12.18 (Пт) Образовательный тур в г. Казань г. Казань 

15.12.18 (Сб) «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС» 

16.12.18 (Вскр) - 24.12.18 (Пнд)  КПП «Дефектология» , г.Ижевск, г. Ува

Новое на сайте

Образовательный туризм 2018-2019 гг.     

worktype-price.jpg