Фольклор для ребёнка

Устное народное творчество, как средство формирования речевой активности детей дошкольного возраста

Свою работу я начала с изучения необходимой литературы, подбора методической литературы. Провела анкетирование родителей: 1) Выявление любимых видов деятельности ребёнка в домашних условиях. 2) Считают ли родители, что их ребёнок хорошо разговаривает (соответственно возрастным возможностям). 3) Имеются ли дома игрушки по возрасту. 4) Данные о речевых нарушениях у родителей, родственников. 5) Часто ли родители занимаются с ребёнком дома: Ø каждый день Ø по возможности Ø по выходным.

По результатам анкетирования выяснилось, что многие дети долгое время сидят за компьютером, играя в игры, у телевизора, просматривая мультфильмы. Есть родители, которые занимаются с детьми каждый день, но есть и такие, которые вообще не занимаются, считая, что занятий в детском саду достаточно для развития ребёнка. Потом было поведено родительское собрание на тему «Развитие речи детей средствами фольклора», консультации для детей, индивидуальные беседы.

Интерес к потешкам, сказкам я заметила у многих детей, когда они впервые пришли в детский сад, и решила, что именно устное народное творчество поможет повысить уровень их речевого развития. Работу начала в совместной деятельности с детьми в свободное от занятий время, во время наблюдений, прогулок.

Знакомство детей с народным творчеством началось с потешек, прибауток, колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая её. Они стали повторять слова. Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как герои потешки: лисичка-сестричка, зайчик, медведь, волк... Далеко не все дети могли передавать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать настольный кукольный театр. Детям очень нравится быть «артистом», к нашему маленькому театру они относятся с большим интересом. К концу года дети могли уже заменить друг друга, и никто не оставался в стороне: они могли сыграть любую роль, показать любой характер.

Для привлечения родителей к совместной деятельности проводились совместные конкурсы на лучшую поделку по мотивам сказок, родителями изготовлены атрибуты, декорации, связаны шапочки для проведения театрализованных игр, родители являются участниками всех наших праздников. Сказку всегда сопровождает музыка, и песенки её персонажей помогают детям вдуматься в характер героев.

Моя работа оказалась плодотворной, благодаря помощи родителей. Они вместе с детьми учили потешки, считалки (хочу отметить, что родители учили своих детей тем считалкам, которые когда-то учили в детстве с ними их бабушки и мамы), поговорки, скороговорки, помогали создавать предметную среду.

Работа с родителями

Открываем год осенними праздниками. В конце сентября приглашаем родителей вместе с детьми на праздник урожая, где они участвуют в играх, аттракционах, отгадывают загадки. А завершает праздник дегустация даров осени: овощных и фруктовых блюд, приготовленных родителями.

С детьми и родителями в октябре встречаемся на посиделках. Звучит русская и удмуртская музыка, дети вместе с родителями водят хороводы, играют в русские и удмуртские народные игры, поют частушки (в основном, родители), разыгрывают коротенькие шуточные сценки, заранее подготовленные дома.

В ноябре отмечаем «День матери». Холодным осенним днем дети дарят мамам тепло и любовь, песни и стихи, весёлые танцы, хорошее настроение. Здесь мамы соревнуются с детьми: «Кто больше знает считалок?»

Самый любимый праздник – Новый год. Родителям предлагается принять участие в празднике, исполнив ту или иную роль, родители вместе с детьми водят хороводы, играют в народные игры.

Февраль и март тоже богаты праздниками. Весёлая масленица не оставляет равнодушными ни родителей, ни детей. Очень любят петь песни, дети с удовольствием слушают частушки бабушек, водят хороводы, начинаются пляски, мы вспоминаем заклички, скороговорки, потешки. Ну, а затем – чаепитие с блинами.

Пройдут годы, дети могут забыть музыкальные произведения, танцы, песни, которые они исполняли, но они навсегда сохранят в своей памяти тепло общения, радость сопереживания, которые они ощутили в минуты игр, творческого поиска рядом со своими близкими и родными.

Я считаю, что правильно и чётко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"