Фольклор и воспитание дошкольников

Работая с детьми, я заметила, что тот ребёнок, который хорошо владеет речью, умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Я пришла к выводу: «Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребёнка - как в образовательном процессе, так и в воспитательном, способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей». Одной из задач речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И её мы пытаемся решить, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики берём народные игры « Сорока-белобока», «Этот пальчик – дедушка», « У нашей у бабушки десять внучат» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст, выполняя действия. Мы обратились к таким видам фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки, сказки. Фольклорные произведения учат детей понимать доброе и злое, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказки, потешки, песенки у детей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Изобразительная деятельность имеет большое значение, так как даёт широкие возможности для познания прекрасного. Волшебное слово потешек, стишков помогает образно воспринять окружающий мир и изобразить на бумаге свои фантазии, выдумки. В изобразительном искусстве всё воспроизводится в наглядной, чувственно воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств выразительности.  В работе были поставлены следующие задачи: 1. систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества; 2. выявить необходимость и полезность народного творчества при работе с детьми; 3. воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношение между детьми.

Мною был разработан проект «Цикл интегрированных занятий « Развитие творческих способностей средствами фольклора и изо». Его задачами является: научить детей воспринимать, понимать, чувствовать красоту, самобытность устного народного творчества и суметь выразить содержание народного творчества в своём рисунке. Делая вывод, я могу с полной уверенностью сказать, что использование устного народного творчества обогащает речь детей, развивает память, у детей возникает интерес к прошлому наших предков, их жизни и деятельности.

«В гостях у тётушки Арины»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами фольклора и нетрадиционными методами изо.

Цели: 1. Cоздать благоприятную атмосферу для детского словотворчества. 2. Активизировать словарный запас детей. 3. Уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, закпички, колыбельные, мирилки, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и чётко произносить их. 4. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук. 5. Совершенствовать здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз). 6. Развивать внимание, память, мышление, творческие способности. 7. Познакомить с новым видом аппликации.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы с вами поедем в гости к тётушке Арине в деревню. Но для начала приведём себя в порядок: пригладим волосы, поправим одежду, а чтобы в гостях красиво разговаривать, нужно потренировать свой язычок. Потренируем? Побелим зубки, прополощем рот (артикуляционная гимнастика). Вот мы и готовы отправиться в путь.

Сегодня мы поедем на лошадках. У меня лошадь большая, а у вас – детёныш лошади (дети-жеребята). Садимся и скачем по дорожке (цокаем язычком): По дорожке ровной, гладкой Скачут быстрые лошадки: Чок, чок, чок, чок - Скачет резвый табунок.  Вот мы и прискакали в деревню. Ребята, что-то погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе: Солнышко-вёдрышко! Выгляни в окошко! Солнышко - нарядись! Красное - покажись! Ждут тебя детки, Ждут малолетки. (Появилось солнышко). Что мы с вами делали? Закликали солнышко. Вот и домик тётушки, постучимся к ней. (Дети стучат в домик, выходит Арина, кукла-варежка.)

Тётушка Арина: «Здравствуйте, детушки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли. Я люблю с гостями играть. А вы играть любите? А загадки отгадывать? Слушайте мои загадки, о ком они: Вместо хвостика - крючок, Вместо носа - пятачок, Пятачок - дырявый, А крючок - вертлявый. (Свинья) Я умею чисто мыться Не водой, а язычком Мяу! Как мне часто снится Блюдечко с молоком. (Кошка) С хозяином дружит, дом сторожит, Живёт под крылечком, хвост колечком. (Собака) Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова).  Хорошо вы умеете отгадывать загадки. А теперь вставайте в круг и скажите, что умеют делать кошка, корова, собака, свинья? А что любит лакать кошка? Что любит жевать корова? Что любит грызть собака? Из чего любит есть кашу поросёнок? Молодцы. Пока мы с вами играли, мои домашние животные спрятались. Помогите мне их найти. Игра « Путаница» - найди, какие животные здесь спрятались.

У меня во дворе живут кот Васька и щенок Шарик (показать игрушки), они всё время ссорятся, рычат друг на друга. Как мы можем им помочь помириться? Кто знает мирилку? (Дети рассказывают мирилку: Мирись, мирись, мирись, И больше не дерись...) Теперь они будут жить дружно. Ой, ребята, а вот кот и собака очень хотят играть в прятки, а кто будет водить, решить не могут. Чтобы не было обидно, надо их посчитать, а для этого нужна считалка. Считалка: Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три, Начинаешь ты!  Вот и хорошо, мы нашли ведущего. А теперь давайте и мы поиграем. Я знаю весёлую потешку, давайте её покажем: Кот Тимоша жил на крыше, Ниже, в доме, жили мыши.По стене взбирались мыши, Не боясь кота на крыше. Караулил кот мышей,Вынув пробки из ушей. Он готовил мышеловки, Но мышата были ловки. Спрятались за спину Тишки - В прятки с ним играли мышки.

Ребята, а вы знаете, что такое небылицы? (Это то, чего не бывает). Послушайте, бывает такое или нет: У меня есть утёнок, у него синие лапы, зелёный клюв, красивый хвост. Моя корова Ночка очень громко хрюкает. А вчера кошка Мурка начала бодаться. Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу. Что не так в этой небылице?

Мой кот Васька устал играть с Шариком, и чтобы ему быстрее уснуть, споём ему колыбельную песенку. Кто знает красивую колыбельную? Как ёе надо петь? (Тихо, ласково, нежно). Поют: Котя, котинька, коток, Котя, серенький хвосток, Приди, котя, ночевать Мою детоньку качать, Уж как я тебе коту За работу заплачу: Дам кусок пирога да кувшин молока.  Вот котик и уснул. Давайте и мы отдохнём. Устраивайтесь поудобнее. (Дети садятся на пол в свободную позу, закрывают глаза и слушают музыку – релаксация).

Вот мы и отдохнули. Пока мы отдыхали, мои проказники кот Васька и щенок Шарик расшалились и стёрли своими лапками мои рисунки. Помогите дорисовать, чего здесь не хватает. (Дети дорисовывают усы кошке, хвост собаке, рога корове, хвост поросёнку, гриву лошади.). Молодцы!  Ребята, у меня есть овечка, послушайте про неё потешку: вот кудрявая овечка, шёрстка белая в колечках, шёрстка мягкая, густая - шубка у овцы такая. Но моя овечка грустит от того что у неё нет друзей. Как же ей помочь? Помогите мне: пройдите к столам и сделайте овечек из шерстяных ниток. Дети выполняют аппликацию нетрадиционным способом - на шаблон в виде барашка дети наклеивают мелко нарезанные шерстяные нитки. Посмотрите, сколько много овечек стало, как можно назвать одним словом? (Отара овец)

А теперь пришла пора прощаться: скажем «до свидания» тётушке Арине. (Ухожу переодеваться за домик). Пора нам возвращаться в детский сад. Садимся на лошадок и скачем по дорожке: цок, цок, цок. Мы вернулись в детский сад. Встанем в круг. Скажите: вам понравилось занятие? Где мы были, что делали? Кого закликали? Кому помогали? Кого мирили? На этом мы заканчиваем наше занятие.


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"