Познавательная активность как педагогическая проблема

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.

Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения. В последнее время педагогами–практиками начинают осваиваться новые педагогические технологии с применением активных форм и методов обучения. Вообще, каждый год регистрируется 10-15 современных технологий. Но в чистом виде они применяются буквально один раз (автором) и то к концу эксперимента возможны изменения. Поэтому чаще всего учителя стараются преобразовывать современные технологии, иногда совмещая их. Остановлюсь на одной из технологий, которую я применяю уже несколько лет: «воспитания в процессе жизни» - интегративный урок. Эта технология помогает уйти от крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью. В таком уроке всегда выделяется ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и вспомогательные дисциплины, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. К использованию интегративного урока учителя прибегают нечасто. Иногда такой урок бывает необходим. Например, при изучении темы «Решение задач» (9 класс, учебник под. ред. Дорофеева) предлагаются задачи на проценты, связанные с концентрацией химических составов. Решая их, стало понятно, что учащиеся не могут перенести самостоятельно знания, полученные предварительно на уроках химии: что такое концентрация, как можно получить определённой концентрации составы. Вместе с учителем химии был разработан и проведён интегративный урок.

Кратко ход урока. «Химия». Обобщили, повторили: понятие о концентрации; о трёх способах получения концентрированных растворов; затем решали задачи известными и новыми способами, применяя одновременно математический и химический подходы. Этот урок можно повторить в 11 класс при подготовке к ЕГЭ, добавив практическую часть: получения растворов определённой концентрацией.

Очень интересно и познавательно прошёл урок истории и математики: «Древний Египет, Междуречье и математика», 5 класс. Цель: систематизировать и обобщить знания по Египту. Повторить: действия с натуральными числами; решение уравнений; вычисление площади, периметра квадрата; степень числа. Учитель истории вместе с учащимися к уроку подготовили ряд сообщений о древней столице Египта – Мемфисе, о Междуречье, о наиболее распространённых профессиях Египта, основные даты. Все выступления сопровождались презентацией. В своих сообщениях названия городов, рек, даты, профессии были зашифрованы с помощью примеров, уравнений, решив которые, можно было отгадать их. При этом постоянно шло сравнение результатов, подведение итогов. Следующий этап урока, практическая работа: сравнение габаритов основания пирамиды Хеопса (взятые из учебника истории) и оснований пирамидок, которые мы с детьми изготовили на уроке геометрии. Вычислили Р и S основания своей пирамиды, перевели результаты м и м²; сравнили с габаритами пирамиды Хеопса; результаты записали на свои пирамиды (работа на оценку). И на последнем этапе решили несколько исторических задач: о собираемых налогах; о сборе оливкового масла. В результате к концу урока, с поставленными задачами учащиеся справились.

Таким образом, интегративные уроки помогают формировать общие познавательные умения; развивают коммуникативные, речевые и творческие умения; приближают процесс обучения к жизни, наполняют смыслом. Открывающиеся в уроке все новые и новые его стороны и свойства, конечно, усложняют работу учителя. Но как бы мы не сетовали на сложности своей работы, стоять на месте нельзя. Именно сейчас учитель должен найти в себе душевные и духовные силы, чтобы поднять качество своего урока. «Урок – это вечный двигатель нашего роста» - так мудро оценил его простой учитель.


 КПК 

01.11.18 - КПК для учителей: «Сплочение классного коллектива» (ДПОП « Современные образовательные технологии в начальном общем и основном общем образовании как средство реализации требований к результатам освоения ООП НОО и ООО с. Дебессы МБОУ Дебесская СОШ. ул. Ярославцева, д. 21

03.11.18 - 04.11.18 КПП по направлению «Дефектология» г. Ижевск, Дом учителя

08.10.18 - 10.10.18 КПП по направлению «Дефектология» (гр.Ува)

10.11.18 - 11.11.18 КПК для пед работников Тема: «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС» п. Кизнер

17.11.18 - КПК для пед. работников ДОУ: «Ранний возраст» с.Сигаево

23.11.18 – 24.10.2018 КПК для учителей: «Комплексное обучение грамотному письму, продуктивному чтению и подготовка к ВПР в школе» (ДПОП « Современные образовательные технологии в начальном общем и основном общем образовании как средство реализации требований к результатам освоения ООП НОО и ООО)

30.11.18 - 01 12.18 - КПК для учителей: «Проектный подход к конструированию эффективного учебного занятия» (ДПОП « Современные образовательные технологии в начальном общем и основном общем образовании как средство реализации требований к результатам освоения ООП НОО и ООО), с.Сигаево или Ижевск

Новое на сайте 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ МАРАФОН
 "ПУТЬ К СТАНЦИИ Я"