Проектируем новую школу

15-летняя работа директором малочисленного сельского МОУ «Мушковайская СОШ» с небольшим коллективом учителей (14) и учеников (53) наводит на размышления о роли руководителя в повышении эффективности функционирования и развития школы.

Одна из самых серьезных проблем нашей сельской школы в сложившихся условиях рыночных отношений – это невозможность выполнить в полной мере социальный заказ общества (родителей) в обеспечении конкурентноспособности своих выпускников. Отсюда вытекает стратегия школы: не только понять тенденции изменений, но и осуществить опережающую реакцию на них, а это невозможно без педагогического коллектива единомышленников. Исследования, проводимые по изучению коллектива в течение 6 лет, позволили в условиях усиливающейся с каждым годом неопределенности в сфере образования, нарастающей сложности задач, встающих перед школой, выделить проблему формирования способностей учителей проектировать свою деятельность, а развитие их проектного мышления и проектной культуры считать ключевым условием, способствующим росту профессионального мастерства. Решение этой проблемы напрямую связано с управлением методической работой в школе, где главная роль отводится административному корпусу и руководителям ШМО. Эффективно участвуя в реализации Программы развития школы, умело проектируя свою методическую работу, используя системный подход, трое из четырех руководителей ШМО являются победителями приоритетного национального проекта «Образование»: Глазырина Н.А. (начальная школа), Косолапова Н.В.(математика), Жевлакова Е.А.(русский язык и литература). Двое являются заместителями директора по УВР. Четвертый руководитель, учитель физической культуры Сметанина Г.Л., с презентацией программы «Класс здоровья» участвовала в обобщении и распространении опыта в республике. Галина Леонидовна признана лучшим учителем физической культуры Увинского района в 2009-2010 уч.г .

Проектируя новую школу, необходимо помнить о том, что определяющим в ее работе является соответствие школьного образования целям опережающего развития, т.е изучение и применение технологий будущего. Одной из них является технология проектного обучения – активное ее внедрение в образовательный процесс школы ведется с 2006 года, где она используется не вместо систематического предметного подхода, а наряду с ним. Проектная деятельность - процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого формируются ключевые компетентности, являющиеся основными составляющими модели выпускника с высокой социализацией на разных ступенях обучения. Это универсальная технология, включающая в себя использование таких технологий как критическое мышление, ИКТ, проблемное обучение, и др. Ежегодно проводимые на базе школы районные семинары по всем направлениям и предметам показали высокие возможности данной технологии для формирования конкурентно способной личности. В результате работы над проектами стирается иерархия между учителем и учеником, они сотрудничают, повышается самооценка ученика.

Системный подход в управлении позволяет решить многие проблемы намного эффективнее и иметь высокие показатели практически по всем направлениям. В нашей школе это высокое качество знаний в районе за последние 5лет (60%), показатели ЕГЭ, призеры и победители олимпиад, различных конкурсов, золотые и серебряные медалисты, поступление в вузы в этом году 80 %, и др. И как результат, на базе нашей школы в сентябре 2009 г. был открыт инновационный методический центр по реализации технологии проектного обучения в учебно-воспитательном процессе. Этим центром я и руковожу. За год с небольшим было проведено 6 районных семинаров по темам: роль проектной технологии в формировании здорового образа жизни всех участников образовательного процесса; использование проектной технологии в организации деятельности школьных общественных организаций; проектная технология: проблемы, поиски, решения (школа молодого директора); роль проектной технологии в интеграции общего и дополнительного образования; метод проектов в повышении интереса учащихся к изучению физики, проектная технология в создании методической системы работы учителя. Все семинары получили высокую оценку коллег, итоги работы семинаров освещались в районной газете.

Сейчас, когда перед сельской школой в связи с переходом на подушевое финансирование встают серьезные проблемы, руководителю необходимо, чтобы все решения, принимаемые на разных уровнях, соответствовали интересам школы и были скоординированы между собой, где главным и интегрирующим условием выступают цели.


 КПК 

20.04.19 - 21.04.19 «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС», Сарапульский район



Образовательный тур на

 ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ 

г. Казань

 innovats-ploschadka.jpg