Пальчиковые игры

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: « пальчики-музыканты», «пальчики-путешественники», «пальчики-фокусники».

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, пуговицами, верёвочками. Волшебные превращения этих материалов радуют детей.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной системы, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры и придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить» на пальцы, т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимание и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

1. Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

9. В идеале, каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.

10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

12. Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причине отказа, если возможно, ликвидируйте её (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Самомассаж кистей и пальцев рук. Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками (приговорками), стихами. 1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию. Я возьму зубную щётку, Чтоб погладить пальчики, Станьте ловкими скорей, Пальчики-удальчики.

2. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками. Это шарики-массажёры с кольцами внутри. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости. Его можно катать по пальцам, по ладошке, от подушечек пальцев до локтя. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Кольцо нужно надевать на палец и провести массаж каждого пальца. Это оказывает и оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за мозг человека.

"Мячик". Мячик мой не отдыхает, На ладошке он гуляет, Взад-вперед его качу, Вправо-влево – как хочу, Сверху – левой, снизу – правой Я его катаю браво.

"Рыбки". Рыбки весело резвятся В чистой тёпленькой воде, (перекидывать шарик из руки в руку) То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. (сжимать и разжимать шарик в кулачке)

"На лужок". На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. (поочерёдно надеваем кольцо на каждый палец) На зелёный на лужок Приходи и ты, дружок!

3. Массаж шестигранным карандашами. Грани карандашей легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.

Варианты упражнений: «Скольжение» Держи пальцами длинный карандаш так, как ты его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы рук. Двигайся по карандашу сначала вверх, потом вниз. « По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу».

· «Ладошка» Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша. « Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко».

· «Эстафета» Сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи, передай его указательному пальцу левой руки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Передай его среднему пальцу левой руки. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам. «Карандаш я подержу, в гости к пальчику приду».

· «Каталочка» Прокати карандаш между пальчиками. Постарайся его не уронить. «Карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет».

· «Добывание огня» Положи карандаш на правую ладошку. Прикрой его левой ладонью. Катай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям. Попробуй сделать это сразу двумя карандашами. «Карандаш катать я буду, может быть, огонь добуду».

· «Утюжок» Возьми карандаш. Положи на стол. Прокати карандаш сначала ладонью правой руки, а потом левой. «Карандаш по столу прокачу, вверх и вниз, как захочу»

4. Массаж грецкими орехами. Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами. Научился два ореха, Между пальцами катать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать.

5. Массаж «чётками». Перебирание «чёток» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке). Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю.

Пальчиковый тренинг. «Кус-кус» – бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу. «Узелки» – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяца, гласные звуки. «Прогулка» – с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой рукой, поочередно и одновременно. «Лыжники» – «встать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. «Волшебные превращения веревочки» – из различной длины и цвета верёвочек, проволочек заплетать косички. «Музыканты» – нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук. «Мой веселый звонкий мяч» – прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Дорожкам», «Спирали», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков. «Фокусник» – собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (из кулачка торчать ничего не должно). Рисование – рисовать цветы верёвочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок. Тренируйте пальчики! Станет рука сильной, Головушка умной, А речь красивой.


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"