Волшебная песочная страна

Рисование песком как вид самостоятельного искусства зародилось в 70-х годах ХХ столетия, когда американский аниматор Кэролайн Лиф создала свой первый песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Позднее её опыт переняли многие аниматоры, один из которых – Ференц Чако – попробовал создать динамический песочный фильм, без монтажа, на одном дыхании. Его опыт стал весьма успешен и положил начало рассвета популярности данного вида искусства. Сначала рисование песком обрело популярность в США, затем, в 70-80-е годы прошлого века, стало распространяться по миру. В настоящее время рисование песком применяется во многих областях:в области культуры, как уникальный вид искусства;в центрах развития ребёнка, для облегчения процесса обучения детей, развития мышления и адаптационных навыков; в психологии как простой способ выплескивания эмоций, расслабления, снятия напряжения.

 

Взаимодействие с таким природным материалом, как песок, обладающий свойством пропускать сквозь себя воду, заодно поглощает и негативную энергию, благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека. РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ – создание необыкновенных картин с помощью песка на подсвеченном стекле руками или кистью. Это относительно новое направление в искусстве, которое на данный момент набирает всё большую популярность во всем мире. Картины могут плавно перетекать одна в другую, и тогда это уже ПЕСОЧНАЯ АНИМАЦИЯ – создание целой истории, сказки, повествования. Ни один ребёнок, а зачастую и взрослый человек, не откажется поиграть с песком. Игры с песком неотъемлемая часть развития ребенка: не зря каждый из нас познавал этот мир в детской песочнице, рисовал пальчиком свои первые картины на песке, строил песочные замки на пляже. Соприкосновение кончиков пальцев с гладким тёплым стеклом, сыпучие песчинки в руках и магия подсвеченных контуров завораживает и погружает в волшебный мир сказки. Вот почему дети приходят ·в полный восторг от этого занятия. Для того чтобы попробовать, не нужно никакой подготовки – дети начинают рисовать сразу же, как только оказываются возле усыпанной песком поверхности. А когда ребёнок увлечён, процесс обучения (цифрам, буквам, развития ассоциативного мышления, внимания, памяти, восприятия, коммуникабельности) проходит для него незаметно, в форме весёлого развлечения и является наиболее эффективным. Детские психологи в развитых странах активно используют песочную терапию. Во время занятий дети рисуют, пишут, играют в интерактивные и коллективные игры, смотрят и создают сами сказочные картины и истории. Все упражнения объединены в систему, включающую такие основные составляющие, как:

Развлечение. В летнюю пору все дети любят играть с песком. Этот природный материал, способный принимать любые формы и очертания, никогда не выходит из моды! И рисование, от загигулинок и клякс до целых сказочных картин, – это увлекательный процесс, который интересен и небесполезен для наших детей. Добавьте сюда сказки, которые являясь важной ступенью познания окружающего мира, расширения знаний и словарного запаса ребёнка, всегда были любимым развлечением в любом возврате.

Развитие. Почему рисование песком? Бумажные детские рисунки обычно сохраняют или вывешают для обозрения. При этом у ребёнка формируется направленность на конечный результат, на готовый рисунок. Если же в процессе у него что-то не получается, а это неизбежно, то ребёнок теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Другое дело рисование на песке – получившееся изображение временное, сиюминутное, соответственно, если у ребёнка что-то не получится, то это быстро забывается и не воспринимается как неудача. Так мы избегаем чувства разочарования и неуверенности, потери интереса к обучению. Вот почему с помощью песка дети намного лучше самовыражаются, чем с помощью бумаги и карандаша. Рисование песком, при правильном построении занятий, развивает познавательные процессы, зрительную память, логическое и творческое мышление; тренирует восприятие, воображение, память, внимание, усидчивость; соприкосновение с песком стимулирует мелкую моторику.

Обучение. Игры с песком, рисование, детские сказки и картинки – все это, как известно, помогает успешно развивать интеллектуальные способности ребёнка. И мы учимся рисовать песком, переходя постепенно от простых изображений до детальных картин, плавно перетекающих одна в другую. Для создания объёмных живых картин и развития творческого мышления используются элементы декора и дополнительные материалы. Со временем переходим к созданию анимации и учимся придумывать и создавать целые истории.

При подготовке детей к школе и обучении их технике письма их нужно заинтересовать. Песочный стол является отличным средством для пробуждения у детей интереса к экспериментированию. Такая эмоционально положительная направленность, безусловно, будет способствовать обучению. Создание образа из песка руками пробуждает гораздо более сильные чувства и эмоции, чем любое словесное объяснение, а значит, процесс обучения и запоминания проходит намного быстрее и легче. Овладев простыми навыками рисования, дети легко и без усилия учатся письму как ещё одному способу изображения. Для этого мы разработали специальный комплекс игр-упражнений, где ребёнок рисует на песке уже не только руками, но еще и кистью. Элементы рисования кистью направлены на привыкание к ручке, приобретение навыков концентрации и точного изображения, что значительно облегчит обучение ребёнка письму. В форме игры и путешествия в страну сказки мы учим и закрепляем базовые знания чтения, письма и математики. К тому же взаимодействие с песком помогает ребёнку отвлечься и выплеснуть накопившиеся эмоции и переживания, погружаясь в процессе рисования в мир собственных фантазий! Научившись выражать свои чувства в рисунке, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, неуверенность.

Подводя итог, можно отметить, что арт-терапевтические методы показали свою эффективность в коррекции эмоциональных проблем и привычных неадаптивных форм поведения детей.


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"