Поведение - показатель воспитанности

Иногда родители спрашивают: «Откуда у ребёнка плохие привычки? Мы его этому не учили!» Действительно, не учили, но и о воспитании хороших вовремя не позаботились. Ребёнку проще не поздороваться, не извиниться, чем поздороваться, извиниться; отнять и ударить, чем удержаться от этого и.т.д. Если он постоянно упражняется в том, как быть эгоистичным, невежливым, неизбежно сформируются отрицательные привычки. Взрослые не должны допускать проявления ребёнком таких качеств, как назойливость, развязность, бесцеремонность, дерзость, жадность, потребительство, леность, лживость, эгоизм, тщеславие, тормозящих его нравственное развитие. Важно формировать у детей критическое отношение к тому, что не дозволено, использовать ситуации, когда ребёнок может дать оценку собственным действиям. Полезно, чтобы взрослые побуждали ребёнка оценивать тот или иной его поступок: «Кому ты помогал сегодня в школе?»; «Как ты думаешь поступить в этом случае? Почему?»; «Как бы ты поступил на месте этого мальчика?»; «Что сказал бы папа о твоём поступке?». Школьник способен руководствоваться в своих действиях такими мотивами, как: «Мама будет недовольна. Значит, это нельзя», «Не могу, папа не разрешит»; «Хотелось бы, но за это не похвалят». Ребёнок должен придерживаться основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствии.

От первоклассника требуется большая самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками на уроках и в повседневной жизни. Какими нравственными установками он будет при этом руководствоваться, зависит от его воспитанности. У детей формируются ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, доброжелательность, общительность, т.е. те качества, которые помогут в дальнейшем правильно вести себя. Первоклассник должен научиться считаться с мнением окружающих, при необходимости уметь отстаивать свои взгляды без ссор и конфликтов, не настаивать на немедленном выполнении своего желания, если взрослый отказывает, уметь подождать, уступить, не перебивать разговор взрослых, считаться с настроением и возможностями близких людей, не выражать бурно своё любопытство, когда оно касается незнакомого человека, не произносить вслух о нём своё мнение и.т.п. Ребёнок должен вести себя этично по отношению к окружающим людям, не оскорбляя их человеческое достоинство.

Одна заботливая мать наставляла сына: «Не обращай ни на кого внимания, веди себя так, будто на тебя никто не смотрит». Позже, когда тот стал первоклассником, она жаловалась: «Совсем не считается с нами, делает то, что хочет. Дерзит при посторонних. Сделали ему замечание, а он в ответ: «Что особенного я сказал?» Родители допустили ошибку, когда стремились к тому, чтобы их ребёнок вёл себя естественно и непринуждённо. Бывает трудно определить границу, где кончается непринуждённость и начинается развязность. Непринуждённость предполагает ещё сдержанность и скромность. Если детей своевременно не приучали вести себя скромно, то к моменту перехода в школу они становятся шумными, развязными, не подчиняются правилам поведения. Такие дети не испытывают неловкости, когда взрослый делает им замечание. Когда поведение ребёнка постоянно выходит за рамки дозволенного, а взрослые терпимо относятся к этому, то аморальные проявления становятся привычными. Такие дети часто не реагируют на указания и делают по-своему.

Дети – зеркало родителей. Привычки, жесты, способы общения ребёнок начинать перенимать тогда, когда он ещё не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учит ребёнка их личный пример?


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"