Конспект урока

Петрова Л.Г., учитель начальных классов

Урок русского языка

2 класс ОС «Школа 2100»

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологии: технология сотрудничества, технология критического мышления, проблемно-диалогическая, технология оценивания учебных умений.

Цель:

- познакомить с понятием «корень слова» и научить определять его.

Задачи:

-показать способы нахождения корня слова;

- подбирать группу родственных слов;

-формировать навыки разграничения в словах корней, совпадающих по звучанию, но различных по значению;

-сотрудничать и уметь договариваться в группе при совместной деятельности.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Педагогические технологии:

А) личностно-ориентированного обучения;

Б) сотрудничества (учебный диалог, работа в парах, группах);

В) критического мышления;

Г) ИКТ-технология.

Формирование УУД, ТОУУ

Познавательные УУД:

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

1. Развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

1. Развиваем умения высказывать свое отношение к ситуации на уроке.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Мотивационно-целевой

1.Психологический настрой обучающихся.

- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных открытий, а помощниками нам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Откройте, пожалуйста, тетради.

- Запишите дату.

- Задание по линиям.

- Самооценка.

2.Актуализация знаний обучающихся.

- Запись шифровки Пгкча (пишу грамотно, красиво, чисто, аккуратно).

- Выберите для себя то, над чем стоит работать, улучшать это качество).

- Пословица гласит: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Можем взять её с собой? Почему?

Поклон гостям со словами: «Мы рады видеть Вас!»

Запись даты.

1 линия – обучающиеся ставят знак ударения, делят на слоги, «вышивают» слово.

2 линия – составляют словосочетания со словом работа (какая?)

3 линия – составляют предложения со словом работа

4 линия – размышляют, может ли «кипеть работа».

Расшифровывают и выбирают для себя вариант.

Поясняют смысл пословицы.

2. Ориентировочный

3.Чистописание.

- Каждая группа получает карточку с алгоритмом письма букв.

- Чтение алгоритма письма строчных букв в группах.

- Составление слова из полученных букв (корень).

- Какие ассоциации появились?

Вывод: это слово многозначное.

- Какое из значений можно отнести к предмету «русский язык»?

Тема урока: Определение корня слова.

Цель: научиться определять корень в слове.

- Какие вопросы можем задать?

План урока:

1. Наблюдать за группой слов, искать корень в слове.

2. Составлять «семейство» однокоренных слов.

3. Исключать «лишнее», неродное слово из ряда слов.

Гимнастика для глаз: «ленивая восьмерка».

Работают в группах.

Угадывают букву.

Составляют слово («корень).

Называют варианты: корень дерева, зуба, волоса, слова.

Корень – часть слова.

Дети спрашивают:

- Что такое корень?

- Где искать корень?

- Как его обозначить? Может ли слово жить без корня?

Совместно с учителем формулируют тему, цель, план урока.

Выполняют с помощью движущегося на экране мячика (тренажер).

3. Поисково-исследовательский

Упражнение 117 стр. 85.

Проверка выполненной работы.

Самооценка обучающихся.

Оценка работы группы.

Вывод: корень – это …

Сверка с выводом в учебнике на стр. 86.

1) Каждый читает сам;

2) Объединяются в пары «носик к носику»;

3) Создают группы из 4человек.

Самостоятельная работа.

4. Практический

Игра «Эскалатор».

- Чтение фразеологизмов, осмысление содержания «Когда мы так говорим?» (Держать ушки на макушке,

как снег на голову, со всех ног, найти общий язык).

- Выбор слов, обозначающих предмет (ушки, снег, голова, глаз).

Групповая работа.

- Распределить роли в группе.

-Создание семейств- «гнезд» однокоренных слов.

- Озвучить группы слов.

- Составить алгоритм работы по теме.

Самооценка работы в группе.

Физкультминутка.

Сказка «Чужак».

Проблема: все ли слова с одинаковым корнем оказались родственными. Почему?

Вывод: Не все слова с одинаковым звучанием можно назвать однокоренными.

Решение лингвистических задач «Родня ли Гусеница Гусю?», «Третий лишний»

Вывод: надо быть внимательными при работе со словами.

Читают фразеологизмы, объясняют их значение.

Распределяют роли: мудрец, секретарь, докладчик, завхоз, хранитель тишины, критик.

Подбирают однокоренные слова к словам глаз, голова, ухо, язык.

Самостоятельно составляют алгоритм и озвучивают его.

Читает подготовленный ученик.

Ищут решение в группе, обосновывают.

Проверяют алгоритм нахождения корня в слове, делают вывод.

Выбирают однокоренные слова и исключают «лишнее».

5. Рефлексивный

Рефлексивное сочинение.

- Достигли цели урока?

- Понравился я себе на уроке?

- Кого хочу поблагодарить?

- Где мне пригодятся эти знания?

а) сначала …

б) затем …

в) потом …

г) далее …

д) наконец, поняли …

6. Домашнее задание

1 группа – найти ответ на вопрос «Могут ли слова жить без корня?», упр. 122.

2 группа – упр. 120, выучить правила по теме.

Самостоятельная работа.


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"