Использование проектных, исследовательских технологий в воспитательной деятельности учителя

Многие мои ученики - творческие личности. Так Вика Горбанова, постигая мудрость из прочитанных ею книг, отражает её в своих рассказах. С неутомимым прилежанием создавала она свой творческий проект «Книжки-малышки». В своих двух книжках она выкладывает на бумагу то, что носит в себе, то, что оставило в её душе и памяти яркие представления. Своими искренними чувствами делится она с читателями.

Думающий, умеющий наблюдать, высказывать своё мнение, видящий красоту окружающего мира, с «очумелыми ручками», с полной палитрой развитых чувств и переживаний – вот портрет ученика-занковца.

Наш Увинский район интересен своей неповторимой природой: лесами, полями, маленькими речушками и даже болотами, которые имеют важное значение в природе. Большой интерес представляют природные объекты такие, как липа «Седая старушка», которая находится на территории бывшей деревни Башмур, природная зона санатория «Ува», ресурсосберегающий объект «Серебряный родник» (с. Удугучин), «Нылгинское устье», «Эрестемский мыс», которые были определены как уникальные природные достопримечательности. Такие условия окружающей среды дают детям большие возможности для исследовательской деятельности.

Мне хочется представить наш проект « Памятник природы. Липа – седая старушка». Цель проекта: совершить экскурсию к «Липе – седой старушке», создать презентацию об уникальности дерева.

На первом этапе подготовки к реализации проекта, я раздала задания детям по группам вместе с родителями - в интернете и литературе найти всё о липе: где произрастает дерево, какое оно лиственное или хвойное, на каких почвах растёт, какие языческие обряды проводили удмурты, связанные с деревьями? Узнать, кто писал о природе Увинского района, и в каких источниках можно найти информацию об этом дереве. Второй этап - это подготовка к экскурсии: определение маршрута, договорённость с транспортом, экскурсоводом. Необходимо узнать безопасность дороги, эпидемиологическую обстановку, определить, кто из родителей будет сопровождать детей. Третий этап - сбор материала во время экскурсии. Предстояло узнать, благодаря чему сохранилось древнее дерево? Какие у него корни? На какой оно произрастает почве? Почему оно не подвластно природным стихиям в отличие от других деревьев? Почему дерево простояло 300 лет, кто определил его возраст? Кто ухаживал за ним столько лет и ухаживает сейчас? Эту информацию мы должны были с ребятами получить, осмотрев липу, место, где она растёт, а также многое узнать от экскурсовода. Четвёртый этап - определение новых проблем в процессе реализации проекта.

Совершив экскурсию к « Липе – седой старушке», мы обследовали местность, где растёт это дерево, собрали листья, чтобы затем изготовить гербарий и определить, какая флора типична для этих мест, взяли почву, чтобы провести опыт (изучение темы почвы нам предстояло на уроках окружающего мира). Мы узнали, что памятник природы был в плачевном состоянии до того момента, пока не была организована экспедиция по благоустройству этого места. Три года назад ребята-краеведы провели большую работу по очистке территории от сухого валежника. При очистке дерева были обнаружены дупла. Они были очищены от гнили. Дерево хотя и изрядно повреждено временем, но ещё живое и даже обильно цветущее. Нам дали интересную информацию, что произрастание этого дерева не случайно. Оно растёт на территории бывшей деревни Башмур, жители которой на протяжении 200 лет занимались пчеловодством. И липы, которые встречаются на этой территории, относятся к искусственным насаждениям - в лесной зоне эта порода деревьев не встречается. Ребята отметили, что у деревьев, как и у человека, разные жизни. Мы узнали, что липа – это самое мягкое дерево, из которого изготавливают различные деревянные изделия. Нам захотелось побольше узнать об удмуртской культуре, об удмуртских легендах и преданиях. Наше исследование продолжили следующие экскурсии, в том числе и на конкурс резчиков по дереву. Деревянные скульптуры, изготовленные мастерами со всей республики, несли много информации о нашей удмуртской культуре в прошлом.

Так, в результате урочной и внеурочной деятельности учащиеся приобретают навыки исследовательской деятельности.

В воспитательной работе, следуя главное задаче системы Занкова (оптимальное общее развитие каждого ребёнка), я использую такие инновационные технологии, как проектная деятельность, исследовательская деятельность; здоровьесберегающие технологии.



КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

  Узнайте подробности

Межрегионального педагогического марафона

в разделе "Марафоны"