Мир из башен одиночества

Снова наш гость - Л.Ф. Блинова, кандидат психологических наук, сотрудник Центра социально-гуманитарного образования (г. Казань). И снова актуальная тема. 

- Людмила Фёдоровна, вы помогаете педагогам работать с детьми с особенностями развития. Теперь вас просят осветить тему «Условия развития одарённой личности». В работе с одарёнными детьми тоже есть проблемы? - С ними проблем ещё больше. Они личностно другие, у них по-другому работает мозг, по-другому построены психические процессы. И их ставят в особые условия: родители и учителя постоянно демонстрируют такого ребёнка. Его настраивают на победы, победы, победы. В его жизни конкурсы, просмотры, олимпиады – а где сам ребёнок? К тому же у одарённого высокий уровень притязаний: он же не как все и ощущает эту свою уникальность.Читать полностью

«Развивающее образование для всех»

Дмитрий Даимович Данилов, кандидат исторических наук, координатор направления «История и обществознание» в ОС «Школа 2100»  в апреле 2017 года представил учителям Удмуртии новый инновационный проект «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы». О нём мы и говорим.

- Образовательная система «Школа 2100» всегда предлагала инновации. После истории с Перечнем удержаны ли эти позиции? Ничего, с точки зрения содержания, не поменялось – оно остаётся инновационным. Просто до появления ФГОС оно рассматривалось как какая-то экзотика. Потом стало ясно: это есть то, что требуется. Да, все развивающие системы убрали из федерального Перечня. Но это чисто коммерческая история, не имеет никакого отношения к содержанию – результаты работы по нашей системе радуют педагогов. В такой ситуации мы вынуждены становиться ещё более инновационными. Для нас учебник никогда не был целью – это инструмент. Мы распространяем не учебники, а идеи и технологии, поддержанные учебниками. Нельзя учебники? Мы придумали универсальные учебные материалы. Важно в разных формах (электронных, бумажных) помочь учителю добиваться выполнения своих задач – чтобы его дети научились мыслить самостоятельно, действовать самостоятельно, высказываться и добиваться своих целей, понимая, что можно, что нельзя. Тот проект, что я привёз сейчас, наш следующий шаг – это инновация, которая называется «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы» и касается технологии. Читать полностью...

Знаем дефекты - акцент на ресурсы

Курсы Дома учителя: «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС» - читала  Людмила Фёдоровна Блинова, кандидат психологических наук, сотрудник Центра социально-гуманитарного образования (г. Казань). Мы попросили её ответить на наши вопросы.

- Людмила Фёдоровна, вы в Удмуртии читаете курсы не впервые. Как ситуация меняется с годами? - Изменяются категорий детей. По исследованиям Российской академии образования за 2015 год, у нас нормативно развивающихся детей (которые соответствуют нормам развития, указанным в педагогических учебниках наших корифеев) не более 16%. Все остальные выходят за рамки нормы – мы их называем детьми с особенностями психо-социального развития. А программа профессиональной подготовки учителя этого не учитывает – она просто даёт знания об обучении, воспитании нормативного ребёнка и взаимодействии с ним. Читать интервью полностью


Школа провинции

Её плюсы и минусы оценивает ижевский учитель, уехавший работать в Москву.
- Надо сказать, что в Москве почти треть учителей иногородние, и их привлекает столичная зарплата – говорит учитель московской школы, в недавнем прошлом ижевский завуч. – Если в Ижевске работа в школе сутками осознаётся как педагогическая миссия, то в Москве ты получаешь адекватные труду деньги, и они в 4 раза выше, чем в регионе. К тому же для учителей продумана система стимулирования: за проведение семинаров, участие в олимпиадах, конкурсах есть премии, организаторам ЕГЭ по распоряжению мэра Москвы платят по 300 рублей за час работы. Ижевские коллеги всё это делают, по сути, бесплатно. Читать полностью


Инклюзивное образование: идеал и реальность

Пока ситуация такова, что детей с синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП, нарушениями слуха и зрения практически не встретить в общеобразовательной школе. Из 151 тысячи детей-инвалидов всего две тысячи обучается в инклюзивных классах, ещё пять – в спецклассах. Остальные находятся в интернатах и спецучреждениях.

Как должно быть в идеале? Дети с особенными потребностями, но сохранным интеллектом могут учиться в обычном классе. При этом учителя подбирают комфортный и эффективный для ребёнка режим обучения. Если нужно, сокращают уроки или их количество. При этом в инклюзивном классе должно быть не более 20 учеников, из которых 2-3 особенных ребёнка. Читать далее...

Марафон «зашёл» на 10-й год

Столько лет подряд Дом учителя проводит интеллектуально-творческий марафон. Их названия: «УМКИ», «Твои возможности», «Радуга, «Путь к станции «Я» - за эти годы узнали десятки тысяч школьников Удмуртии. В каждом марафоне, начиная со школьного этапа, участвуют более 3000 ребят. Что такое интеллектуально-творческий марафон, почему на него с радостью приезжают команды из соседних регионов, рассказывает директор НОУ «Дом учителя» Людмила Геннадьевна Штабская.

- 10 лет назад мы задумали марафон по развивающим образовательным системам: «Школа 2100», Л.В. Занкова и «Радуга» - для тех, кого обучали по обычным учебникам. Марафонцами стали ученики 3,4,5 классов. Нам важно было посмотреть, как у детей формируется их функциональная грамотность - как они умеют жить и адаптироваться в социуме. И мы придумали массовую игру в несколько этапов. Она даёт возможность детям применить школьные знания на практике, а нам, методистам, отследить сформированность их универсальных учебных действий (или, как сегодня определяют стандарты, новые образовательные результаты: личностные, метапредметные, предметные). Читать далее

Формируем умение учиться

Февральский семинар «Универсальные учебные действия как предмет педагогического проектирования и мониторинга» провела гость Дома учителя, сотрудник отдела инновационных и методических проектов ИД «Фёдоров» Ираида Юрьевна Терзиманова. Конечно, нам интересно поговорить с ней о ситуации с системой Занкова и о предложениях издательства.

- Ираида Юрьевна, давайте начнём с Вашей краткой самопрезентации. - Я закончила Самарский (Куйбышевский) пединститут, готовилась работать учителем биологии. Но вакантных мест в школе не было, и мне предложили группу продленного дня и периодическое замещение учителей начальных классов. И уже через год я взяла 1 «г» класс. С тех пор моя педагогическая жизнь из рамок начальной школы не выходила. Мне настолько понравилось работа с ребятами этого возраста, что она стала делом всей моей жизни. Так я проработала 27 лет, а в 2008 году мне предложили место в методической службе ИД «Фёдоров». Систему развивающего обучения я полюбила за годы работы, к тому же, будучи завучем в школе, где велось преподавание по системе Занкова, я увидела её результаты и как руководитель. Читать дадьше

Смысловое чтение – путь любви к литературе

На апрельском марафоне «Путь к станции «Я» одним из мастер-классов стала литературная мастерская «Как создать синквейн» методиста НОУ «Дом учителя», учителя начальных классов и учителя-дефектолога ижевской школы № 53 Елены Владимировны Падышевой. После мастерской, где ребята плакали над философской притчей, рассуждали о чувствах и придумывали синквейны, мы попросили Елену Владимировну рассказать, как в их школе, в которой обучаются и ученики с нарушением зрения, педагоги решают сложную задачу – увлечь детей чтением. Читать полностью


Права ребенка. Трудная тема для взрослых людей

В одной из ижевских школ восьмиклассники, посчитав, что молодая учительница занижает им оценки, написали на нее коллективную жалобу: часто проводит контрольные, иногда не вовремя выпускает на перемену, иногда повышает голос. Как относиться к таким поступкам детей, которые уже не редки? И что они означают: что дети знают свои права, или они под прикрытием прав учатся манипулировать взрослыми?

- Учитель – особенно молодой, неопытный – сегодня должен быть крайне осторожен в своих поступках, словах и даже интонациях, – говорит учитель географии Ольга Васильева. – В школьных конфликтах учителя никак не защищены. Администрации проще уволить педагога, чем глубоко разбираться в ситуации, потому что сторона детей «укреплена» родителями, сочувствующими, а учитель одинок.

- Получается, современная школа находится в тупике, в которую ее загнали права ребенка? – спросили мы экс-уполномоченного по правам ребенка в Ижевске, руководителя направления «Детское право» ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив» Ольгу Вадимовну Пишкову. Читать полностью

Размышлять о языке и искать альтернативу учебникам

Нина Александровна Исаева – кандидат филологических наук, автор учебников по русскому языку для 5-9 классов – приехала в Удмуртию дать мастер-класс учителям. Мы не могли упустить возможность поговорить с ней о языке в школе и в нашей жизни.

- Автор учебников – это профессия? Наверное, это становится частью жизни: пытаешься всю свою работу соотносить с её результатом, а чтобы понимать его, нужно много общаться, наблюдать, даже ездить по регионам страны. Ты пишешь учебник и думаешь, что учишь других, а на самом деле учишься сам преобразовывать свой опыт в опыт детей.

- В Год литературы мы немало говорим об отношении к чтению, к языку книг. Как пробудить у детей интерес к русскому языку? Интерес к языку начинается с интереса к личности, которая является наставником детей, – с учителя, специалиста в своём предмете. Для того, чтобы полюбить язык, нужно знать, что в нём любить. Для этого должны быть наблюдения над языком. У нас их мало. Мы больше воспринимаем язык как набор правил и каких-то далёких от жизни конструкций. Интервью полностью читайте здесь...


Сурдопедагогика как путь к «другой планете»

В последние дни августа сурдопедагоги Ижевска и Сарапула прошли учёбу, организованную НОУ «Дом учителя». Лекции читала кандидат педагогических наук, заведующая секцией сурдопедагогики, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова Е.А. Малхасьян. Мы не упустили возможности побеседовать с ней о педагогической работе с глухими детьми.

- Ваши лекции, Елена Ароновна, высоко оценили Ваши слушатели. Рассматриваемые вопросы были интересны этой аудитории. Проблем у специалистов достаточно много, и я стараюсь приводить примеры из опыта сурдопедагогов, работающих в других городах. Примеры эти не только положительной практики: так, у слушателей, на мой взгляд, есть возможность сопоставить чужие проблемы и наработки со своими. Продолжение интервью здесь...

В нашей рубрике перемены. Разговоры на педагогические темы мы решили дополнять беседами с творческими людьми. Их судьба, их взгляды на жизнь содержат много "секретов", которые нужно учитывать педагогу в работе с детьми. Всё-таки все поэты, музыканты, художники, все успешные взрослые вырастают из детей.

Женщина, свободная от музыкального однообразия

Анну Никифорову знают многие близкие миру музыки люди. Последние годы она является художественным руководителем концертно-театральной группы «Музыгрантов», коллектива Удмуртской филармонии. И благодаря ей и ее коллегам, в Ижевске появился… мюзикл.

- Анна, это правда, что вам становится физически плохо от музыкальной попсы? Я действительно плохо переношу этот жанр и, оказывается, крайне редко слушаю, разве что в городских автобусах. Для меня удивительно другое: интересной музыки – море, а мы живем в достаточно однородной музыкальной среде.

- В вашей афише есть танго-опера «Пять минут страсти». Воистину это здесь получаешь час кайфа под знаменитые танго ХХ столетия: масса красивой музыки, изысканных поз, сладостно-томительных движений танго и, конечно, истории любви. Читать далее...



 Мгновенья эти, грёзы эти зачем стихами назвались?

Весна для поэта Ольги Денисовой началась красиво – был издан сборник ее стихов. И для нас это повод поговорить с поэтом о слове, поэзии и о том, как человек вырастает в поэта. Этот томик стихов заключает в себе три десятка лет твоей поэтической жизни. А когда она началась? Поздно и практически с авантюры. Тому есть предыстория. Мне с детства хотелось остановить мгновение, разными способами: я рисовала, занималась музыкой, с гитарой выступала на сцене в ансамбле. Моя мать приносила с конференций красивые блокноты, вручая их мне со словами: «Записывай все, что происходит в жизни». И я пыталась. В лагере записывала про костер и события. Потом перечитала, и те записи надолго отбили у меня желание что-либо писать: я не могла передать свои настроения и ощущения. Читать полностью






Учителей будут учить по-новому

Минобрнауки подготовило проект концепции поддержки развития педагогического образования. Эту систему в России ждут кардинальные изменения, поскольку в январе 2015 года будет принят новый профессиональный стандарт учителя. Как будет проходить эта реформа, обсудила комиссия по разработке и реализации программы повышения профессионального уровня педагогов при Минобрнауки РФ.

Как признал один из членов комиссии, академик РАО Виктор Болотов, на сегодняшний день в России нет ни одного вуза, готовящего учителей, у которых был бы весь комплекс компетенций, предусмотренных новым стандартом. В новой концепции, которая сейчас обсуждается профессиональным сообществом, прямо заявляется о сокращении числа педвузов. Если в 2008 году в России подготовку учителей осуществляли 70 педагогических вузов, то в 2012 их осталось всего 48. При этом, по результатам мониторинга эффективности вузов 2012 года, 30 педагогических вузов и 29 филиалов из 37 существующих имели признаки неэффективности. Читать полностью



Олимпиада, где важны эксперименты

В декабре в Москве прошла 1 международная олимпиада по экспериментальной физике для старшеклассников – IEPHO-2013. Она предлагает только экспериментальные задачи высокой сложности. В олимпиаде приняли участие 170 школьников 8-11 классов из 6 стран: России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Болгарии, Словакии. Вот что рассказал нам тренер и руководитель сборной Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике Илья Лукьянов.
– Почему возникла необходимость в проведении олимпиады по экспериментальной физике?
Во-первых, физика – это наука, критерием истинности в которой является эксперимент. Мы можем делать теоретические выкладки, решать задачи, но без проверки экспериментом они не могут быть признаны истинными. Такая олимпиада позволяет приблизить школьников к научной деятельности. Во-вторых, олимпиады любого уровня включают в себя две части: теоретическую и экспериментальную. Реальность школьной подготовки на местах такова, что ребята показывают сильный уровень в теоретической части и более слабый в экспериментальной. Поэтому такое выведение экспериментальной части в отдельную олимпиаду помогает школьникам подготовиться к международным соревнованиям.
Читать полностью

Учителю о новых тенденциях театра

О том, что театр – хороший помощник в воспитании детей, знают все педагоги. И нередко именно они становятся первыми, а то и единственными проводниками детей в мир театра. Но этот мир меняется, и если раньше учителя литературы и истории могли смело вести детей на иные спектакли как инсценировку хорошо известных литературных произведений, то теперь к таким спектаклям им надо подготовиться. Что такое современный театр, куда он идет и что ищет, мы говорим с приглашенными из Петербурга режиссерами, делающими последние премьеры Русского драматического театра. Читать далее

 

Школа информатизируется. Что это даёт?

В современной школе под влиянием информационных технологий происходят интенсивные изменения. Как и что они меняют в школьной жизни, мы говорим с директором Регионального центра информатизации и оценки качества образования Наталией Константиновной Медведевой.

- Новый закон об образовании задаёт новые перспективы для развития системы общего образования. Так, с 1 сентября 2013 года все школы обязаны выставлять свою наиболее существенную информации в интернете. Разве это реально, если многие школьные сайты далеки от рабочего состояния?

- Ваше мнение ошибочно. Вероятно, вы смотрите альтернативные сайты школ, созданные несколько лет назад. Наш Центр, открытый в 2011 году, создал мощный образовательный портал Удмуртии (http://ciur.ru/default.aspx), который объединил официальные сайты всех школ. Их там уже около 1500. Сейчас образовательные учреждения могут отказаться от прежних сайтов, чтобы не было двойной и неточной информации. Информационное наполнение официальных сайтов определено нормативными документами, и Управления образованием следят за тем, насколько правильно и полно выложена информация. Далее...

Наши технологии помогают детям вырасти успешными»

О технологии оценивания, в частности, и о технологиях нарабатывания важных для жизни умений мы говорим с лектором семинара, автором учебных пособий, методистом УМЦ «Школа 2100» Натальей Владимированой Харитоновой. "В последнее время мы делаем акцент на технологиях деятельностного типа. В ОС «Школа 2100» их четыре: проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания и проектная деятельность. Стандарт требует воспитывать компетентного деятеля, и наши технологии помогают детям вырасти успешными. Вдобавок они универсальны – с ними можно работать на учебнике любого автора. Но, конечно, мы говорим о них на примере нашей Образовательной системы «Школа 2100», потому что и в самом учебнике этой системы уже много заложено: к примеру, выделены в виде плашек основные этапы проблемного диалога: «вспоминаем то, что знаем» – актуализация знаний, «определяем основной вопрос урока» – постановка проблемы, «учимся открывать новые знания» – поиск решения… С появлением ФГОС мы не столько меняли содержание учебника, сколько сделали более четкое его оформление для того, чтобы учитель увидел, какие задания помогают формировать те или иные универсальные учебные действия. Появились цветные буллиты (маркеры): красный обозначает, что задание в большей степени формирует личностный результат, оранжевый – регулятивное, зелёный – коммуникативное, а синий – познавательные УУД... Такая помощь учителю заложена в наших учебниках, и хочется, чтобы это увидели, поняли и приняли Интервью полностью....

Пережить «стихийное бедствие» и придти к мечте

Гостем «Дома учителя» и интеллектуально-творческого марафона «Твои возможности-2013» стала методист УМЦ «Школа 2100», соавтор учебников «Обществознание» 6-9 кл., методических пособий по истории, автор иллюстраций к учебникам истории 5-9 кл. и автор методических пособий по изобразительному искусству С. В. Паршина. Мы узнали её впечатления от нашей учительской аудитории и марафона. "Светлана Валентиновна, Вы приехали в Ижевск с курсом лекций по ФГОС НОО и ООО.О стандартах говорят давно, по ним уже работают, но можно ли уже сказать, что наши учителя полностью готовы к их принятию?" Нет, не все готовы, тем, кто работал по традиционной системе, ещё многое непонятно. Во всяком случае, первую лекцию я начала с вопроса: «Для вас ФГОС – стихийное бедствие или мечта?» И педагоги ответили хором: «Стихийное бедствие!» К концу курса ответ на этот вопрос звучал по-другому: уже многие поняли, что это не бедствие, а кое-кто пришел к мысли, что это даже мечта. Интервью полностью...



Для учителя и его педагогического творчества

В сентябре 2012 года «Дом учителя» организовал авторский семинар Ольги Борисовны Калининой, одного из авторов учебников «Русский язык», 2-4 классы (ОС "Планета знаний"), заслуженным учителем РФ. Нам было интересно её мнение о современной образовательной ситуации.

- Встречаться с педагогами – всегда большая радость. Среди них всегда есть те, кто разделяет твою точку зрения и говорит: «Да, это наши учебники – теперь мы только по ним будем работать и рассказывать о них другим!» Таких людей становится всё больше, и это укрепляет уверенность, что твой труд идёт на пользу и детям, и учителям. Сейчас задача авторов – максимально обеспечить учителей методикой, чтобы им было легче работать по новым стандартам, чтобы они лучше понимали, как должен строиться современный урок. Мы с Л. Я. Желтовской и создавали такие методички, где акцент сделан не только на учебные универсальные действия, но и на планирование и конкретные разработки уроков. Причём по каждому уроку мы старались дать разное видение: как материал учебника может «ложиться» на сильных учеников и на слабеньких детей - дифференциация возможна очень большая. В методичках как раз показана вариативность обучения. Читать далее...




«Школой 2100» заявлено о «Детском саде 2100»

31 мая-1 июня в Москве, в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Детский сад 2100»: качество, поддержка, инициатива». Конференция по ОС «Школа 2100» проводится ежегодно и уже собиралась 16 раз, для дошкольных работников такое событие состоялось впервые и было знаковым. «На этой конференции мы представили результат работы огромного коллектива в течение нескольких лет – «Примерная основная общеобразовательная программа «Детский сад 2100», которая написана в полном соответствии с ФГТ, - отметила автор программы «Школа 2100 Е.В. Бунеева. - Авторский коллектив этой программы – это не только московские специалисты, это учёные и педагоги из разных регионов страны: Новосибирска, Волгограда, Челябинска, Петербурга. Все они объединены общей идеей, которая заложена в системе «Школа 2100». Участником этой конференции была и главный специалист НОУ «Дом учителя», методист дошкольного образования Рената Юрьевна Вахрушева. Все подробности здесь...

Время развивающего обучения

КПК по системе Л.В. Занкова НОУ «Дом учителя» проводит регулярно. В мае с курсом лекций на тему «Потенциал педагогической системы развивающего обучения Л.В.Занкова для реализации требований ФГОС нового поколения. Особенности курса «Математика» в системе Л.В. Занкова» в Ижевск приезжала заместитель директора ФНМЦ им. Л.В. Занкова, к.п.н., доцент Ольга Владимировна Федоскина. В год 55-летия системы Занкова особенно интересно узнать «из первых уст» современный курс и устремления системы.

- Системой Л.В. Занкова я занимаюсь 17 лет. Ещё работая учителем в регионе, приезжала на курсы, влюбилась, конечно, в систему, начала её осваивать – с учениками, собирала сподвижников и творческие группы, проводила открытые уроки. Потом работала преподавателем, затем завкафедрой дошкольного и начального образования в ИРРО. И все эти годы я занималась системой как методист: разрабатывала методические пособия, ездила по стране с лекциями и семинарами. Теперь работаю в федеральном научно-методическом центре им. академика Л.В. Занкова. Получается, система Занкова выращивает не только талантливых учеников, но учителей и методистов? Читать полностью...

«Школа России»: перемены при хороших традициях

Один из последних семинаров, организованных НОУ «Дом учителя», касался темы реализации ФГОС начального общего образования в УМК «Школа России». Лектор семинара И.В. Рябушкина, методист Центра развития начального образования издательства «Просвещение» (Москва), - наш собеседник.

- Инна Валерьевна, каковы были ожидания аудитории в Ижевске? Вашим учителям, конечно, было интересно, в каком ракурсе произошли изменения в содержании наших учебников и пособий. УМК «Школа России» меняется с введением нового стандарта, её авторы и методисты работают над тем, чтобы все программы соответствовали новым требованиям, сохраняя при этом лучшие традиции учебников. Сейчас, не зависимо от того, по какому УМК мы работаем, ФГОС требует реализации системно-деятельностного подхода. И здесь многое зависит от личности педагога, а потому особое внимание внимания уделяется подготовке учителя. По большому счёту, меняются не столько методики и технологии (в педагогике инноваций появляется не так много), меняется позиция учителя: с прежней «Я научу тебя» на новую - «Я помогу тебе учиться». В современном образовательном процессе задача учителя - создаватьусловия, в которых невозможно не учиться, а учебники и пособия УМК «Школа России» могут эффективно помочь ему в этом. Читать полностью...

Перемены в образовании и управленцы

Учебный процесс непрерывен, в том числе и для управленцев в сфере образования. Для них «Дом учителя» организовал цикл лекций и практических занятий А.Б.Бакурадзе, к.п.н., доцента, заведующего кафедрой теории и практики управленческой деятельности в образовании ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

- Андрей Бондович, какова суть нынешних перемен в образовании? Они зависят от мировых тенденций в этой сфере. В мире отходят от представления, что ребёнка надо наполнить, как сосуд, знаниями. Сегодня мы говорим о компетентностном обучении – как найти знания, как их применить. Главное это, а не сами знания, объём которых сегодня колоссален и впрок их не запасёшь. Актуальная тенденция – научить учиться. Многие результаты в современном мире достигаются за счёт командных действий, а значит, надо уметь общаться и сделать так, чтобы знания, которые получаются в школе, не оставались пустым грузом, а работали на тебя. Это не мои идеи, это сказали лидеры ЮНЕСКО ещё 12 лет назад в Дакаре, и до сих пор это актуально.- Кто больше готов к переменам: руководство или непосредственные исполнители новаций – учителя? Нельзя сказать однозначно... Читать дальше


Настроиться на открытия – свои и своих учеников

М. Г. Нефёдова - автор учебников, программных, методических и дидактических пособий по математике для начальной школы и дошкольного образования, входящих в УМС «Планета знаний». Она дала "Дому учителя" экспресс-интервью.

- Маргарита Геннадьевна, какую трансформацию переживает современный учебник: он должен быть приближен к жизни, он должен культировать наглядность или что-то ещё? Для современных детей яркость и красочность учебника, без сомнения, имеет значение. У меня до сих пор лежит книжка, которую я читала в 5 лет, – русские народные сказки, толстый том в 400-500 страниц, мелким шрифтом, без рисунков. Я эту книжку обожала. Сейчас же думаю: как я вообще умудрялась это читать? Современному ребёнку такое уже не дашь, потому что очень много внешней информации и раздражителей: фильмы, фотографии потрясающего качества из интернета, спецэффекты…Красочность учебников составляет хоть какую-то конкуренцию этому потоку впечатлений. Детям должно нравиться работать с книгой - в этом смысле конкуренция есть, хотя мы проигрываем, потому что учебник связан с требовательностью учителя и родителей. Но наглядность – это не главное и не единственное отличие. Продолжение...



Самопрезентация учителя

Мосунова Наталия Валериевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28», г. Ижевск. Стаж педагогической работы – 20 лет (с 1992 года). По ОС «Школа 2100» работаю с 2001 года (11 лет).

Своим педагогическим опытом делюсь со своими коллегами на открытых уроках, заседаниях методического объединения школы, педагогических советах. Работая по ОС «Школа 2100» в течение 11 лет, за последние 3 года принимала участие в 2010 году в Республиканской Конференции по проблемам развития ОС «Школа 2100» «Обеспечение преемственности как условие получения нового образовательного результата в контексте принятия ФГОС» (выступала в секции учителей русского языка и литературы). Читать полностью...



Школе нужна «смысловая реформа»

Мы предлагаем вашему вниманию размышления об образовании и его взаимодействии с культурой Павла Печёнкина. Он - директор госкиноцентра «Пермкино», председатель комиссии по развитию человеческого капитала Общественной палаты Пермского края. Его размышления вызваны темой Пермского культурного проекта, который так ярко заявлен, но, по мнению пермяков, непонятно, куда идёт. Кто-то подпишется под мнением Павла, кто-то начнёт дискутировать. Бесспорно одно – мы должны думать «в эту сторону».

Я по-прежнему убеждён: культура является основой для развития человеческого потенциала. Культура – это среда, которая превращает животное в человека. Она создаёт смыслы и мотивации. Но кто будет доставлять смыслы? Пермский край входит в «золотую дюжину» регионов по количеству победителей в различных конкурсах и олимпиадах российского уровня. Но ни один (!) из победителей не остался в Перми для продолжения образования. Скорее всего, многие уедут и из страны. Мы продолжаем терять будущее. Читать дальше...




Якшур-Бодьинская средняя школа встречала правнучку своего основателя

 

Якшур-Бодьинская средняя школа № 1 является одним из старейших учебных заведений Удмуртии. Более столетия с начала образования села Якшур-Бодья школы в нём не было. В 1862 году здесь построили деревянную церковь, а через год, в 1863 году, при ней была открыта одноклассная (трёх, а позднее, четырёхгодичная) церковно-приходская школа - платная и только для мальчиков. Двухклассное училище для девочек было открыто в 1901 году. «В селе Бодьинском открыта школа, обучается в ней 9 мальчиков и 3 девочки чтению, письму и необходимым молитвам» (из документов Госархива Удмуртской Республики). Обо всём этом и другие факты об Якшур-Бодьинской средней школе, её учителях и знаменитых учениках можно узнать в школьном музее, которому в этом году исполняется 15 лет. И вдруг – подарок судьбы: 28 февраля 2012 года в школу и музей приехала правнучка Бодьинского священника с мужем и сыном, его праправнуком.  Все подробности здесь...

  Учителям краеведения и всем любителям родного края
      
         Иднакар сверху                                        Храм в п. Валамаз
  
Дом купца Корешева в Сарапуле                       Пожарная каланча

В этом году Всероссийская общественная организация «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК) году отмечает свое 45-летие. Для нас эта дата - повод поговорить о нашем отношении к культурному наследию и воспитания этого отношения в наших детях. Это в силах взрослых - оставить души юного поколения равнодушными или породить в них любовь к родной земле, ее истории. Но вообще-то за любовью - будущее. 

Сегодня в культурное наследие Удмуртии включено более 2000 памятников археологии, архитектуры, истории искусства. Из них 39 памятников федерального значения, 382 – регионального значения. 4 города республики признаны историческими.Общественный контроль за ними как раз и осуществляет ВООПИиК. Основными направлениями деятельности Удмуртского отделения Общества являются: общественная экспертиза по вопросам сохранения объектов культурного наследия на территории Удмуртии; популяризация культурного наследия; патриотическое воспитание молодого поколения республики. Оценивая в преддверии юбилея период работы ВООПИиК за 45 лет, его современные деятели сделали акцент на активном сотрудничестве с образовательными учреждениями и школьными музеями в целях просветительской и воспитательной работы с детьми и молодежью.

В работе общества охраны памятников истории и культуры много разных направлений, много проблем, и конечно, интересных событий. Думаем, учителям, занимающимся краеведением,духовным и патриотическим воспитанием детей будут нужны и важны подробности из истории и деятельности ВООПИиК.  Читайте далее...




Наставник учителей Увинского района

Не так часто бывает в профессии, что с уходом одного специалиста сотни его коллег ощущают острую его нехватку. Именно такая редкая ситуация возникла в Увинском районе, когда вышла на пенсию заведующая методическим кабинетом Управления образования Альбина Анатольевна Горбанова.

38 лет проработала она в районном отделе, а потом Управлении образования, и это первый учебный год, когда учителя остались без ее методической поддержки, помощи и советов. Читайте далее...




В Удмуртии достаточно учителей-«звезд». «Дом учителя» готов знакомить с ними широкую аудиторию. И вот первая встреча. Знакомьтесь: Елена Евгеньевна Ломаева - учитель начальных классов высшей категории школы № 97, почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса «Учитель года-2010» в г. Ижевске в номинации «Учитель начальных классов», победитель конкурса Президента «Лучшие учителя Удмуртии»», методист образовательной программы «Школа 2100», лектор НОУ «Дом учителя». Подробнее...







КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

Раздел "Фотоальбом": научно-практическая конференция в "Ува-Туклинской СОШ"