Школа провинции

Но достойная зарплата у столичных коллег порой становится единственной целью, а ижевские учителя далеко не всё измеряют деньгами – учительское служение для них не пустые слова.

Наблюдая в Москве педагогов из разных регионов, столичных коллег, я в полной мере оценила уровень ижевских учителей, который городскому сообществу кажется естественным. Я говорю о начальной школе, где работаю сама уже 32 года: с 90-х годов с появлением Дома учителя, занимающегося повышением квалификации педагогов, мы привыкли к курсам, семинарам, которые проводили сами авторы разных образовательных развивающих систем: Занкова, «Школа 2100», Петерсон, «Планета знаний». Директор «Дома учителя» Людмила Штабская неутомимо привозила их в Ижевск и приучила как авторов, так и наших учителей к взаимодействию, к желанию пробовать новое, к потребности видеть школу творческим пространством. В первый год работы в Москве я стеснялась, что из провинции, а теперь горжусь, что выучена в Удмуртии.

Школьные комплексы

- Когда я собиралась в Москву, то трудоустраивалась в небольшую уютную школу, со своими традициями. Но попала в неё во время перемен: в Москве стали объединять детские сады и школы в большие образовательные комплексы. Появились их подразделения, единая администрация с одним директором. Это, конечно, усложняет решение возникающих вопросов, меняет атмосферу в школе, делая её более «производственной».

Кстати, всех старшеклассников комплекса собирают в одну школу, где создают профильные классы, организуют спецкурсы преподавателей вузов – это отвечает новым веяниям в профильном образовании. Остальные школы комплекса автоматически становятся девятилетками.

Возмущаются ли родители и ученики, если приходится в 10-11 классах менять школу? Нет. В Москве на определённое количество домов и жителей полагаются детский сад и школа, и нормы соблюдаются жёстко. Поэтому школы в комплексе находятся практически рядом: не более 20 минут пешком отделяет школу с администрацией от её «окраин». И бесспорный плюс столичного образования – все дети учатся в одну смену.

Под контролем

- Что особенно трудно в современной школе? Находиться под постоянным вниманием. В столице трепетно относятся к общественному контролю, и на сайте департамента образования Москвы есть раздел родительских обращений. Странно было бы запрещать родителям иметь своё мнение, но, к сожалению, с жалобами не разбираются: их просто считают, и это влияет на место школы в городском рейтинге, от которого, в свою очередь, зависят учительские привилегии. Никому не интересно, в чём заключается конфликт и как помочь учителю, никто не учитывает презумпцию невиновности, и педагоги находятся под неким психологически прессом.

Важнее другой контроль – за качеством обучения. Московский центр качества образования может выйти с тестированием на любой урок в любую параллель. Это держит учителя в тонусе, но куда более позитивном, чем контроль за отчётностью. По моим ощущениям, московские коллеги менее загружены бумагами.

«Провинциальная» доброта

- Два года назад мне как новому учителю достался в московской школе самый непростой – сборный – класс. Лучшие дети были «разобраны», сильные коллективы сформированы. И мне приятно, что нынешней весной мои второклассники заняли итоговое 1 место на олимпиаде комплекса (по математике, русскому языку и окружающему миру), в которой участвовали 5 школ и 12 классов. Это стало некой сенсацией, но я работаю так, как работают десятки учителей Удмуртии. Конечно, в моём классе есть «звёздочки», с которыми можно добиваться больших учебных высот. С ними резким контрастируют «раненые» дети – с задержкой развития: им каждый учебный успех даётся огромным напряжением. И у них тревожные, болезненно на всё реагирующие мамы. Чтобы сделать их своими союзниками, учителю приходится тратить немало времени и сил. Мамы понимают, что их детям требуются индивидуальные занятия, постоянные повторения, спокойный и добрый учитель, неспешный учебный процесс. А классы в начальной школе большие: у меня уже 30 учеников, в 3 классе станет 32, и просятся всё новые ученики.

Тоска по молодым

Фактически условий, чтобы сделать учёбу интересной для одних и посильной для других, в современной динамичной школе нет. В этой ситуации всё зависит от учителя, меры его профессионализма, доброты и терпения. И здоровья, конечно: чтобы сделать хорошо всё, что требуется, приходится быть в школе с 8 утра до 21 вечера. Пока у меня есть такая возможность и силы. Но вообще о будущем школы думается сегодня печально.

В Ижевске я пыталась продвинуть идею подготовки учителей для начальной школы, проводить свою городскую политику привлечения молодых педагогических кадров. 15 выпускников глазовского пединститута для начальной школы до Ижевска просто не доходят, социально-педагогический колледж эту нишу заполнить на может, а в Институте педагогики и психологии УдГУ почему-то нет специальности «учитель начальных классов». Ответом мне было непонимание.

У Москвы для решения кадрового вопроса есть финансовый ресурс. Но проблема и в другом: современному образованию приходится решать небывалые прежде для него задачи. Прежде оно не знало детей, предпочитающих общению гаджеты, не видело такого количества учеников с ослабленным здоровьем и насущной потребности в индивидуальном подходе. На такую сложную педагогическую и психологическую работу одними деньгами мотивировать сложно. Нужны учителя-мастера с особой подготовкой и – подчеркну – с пониманием педагогической работы как миссии, как служения детям и обществу.


КПК
февраль 2018

24.02 (сб) - 25.02  (вс) КПК для дефектологов, логопедов, медицинских работников и педагогов коррекционных учреждений: " Логопедический массаж в комплексной системе преодоления речевых расстройств у детей и взрослых"  г. Ижевск,  шк. 97

27.01 (сб) - 30.01(вт) КПП по направлению «Дефектология», г. Ижевск, шк. 88 

31.01 (ср) - 03.02 (сб) XII Региональный интеллектуально-творческий марафон «Радуга».

КПК
январь 2017 

8 (пн) - 9 (вт) КПК для учителей: «Организация проектной деятельности обучающихся» (ДПОП « Современные образовательные технологии в начальном общем и основном общем образовании как средство реализации требований к результатам освоения ООП НОО и ООО), с. Сигаево

13 (сб) КПК для учителей: «Структура, содержание, результативность современного урока; творчество педагогов в освоении активных форм обучения» (п. № 3плана) (ДПОП « Современные образовательные технологии в начальном общем и основном общем образовании как средство реализации требований к результатам освоения ООП НОО и ООО), с. Зура, Игринский р-н


Новое на сайте

"Мастер-класс" представляет 
театральные уроки в школе