Закон профи: самосовершенствование бесконечно

- Елена Евгеньевна, что сегодня вам дает учительская профессия? Сказать трудно: столько лет уже проработала, что сегодня получаю только удовлетворение от сделанного. Профессиональные радости перекрыли весь негатив, включая недовольство зарплатой, какие-то неувязки с требованиями администрации. Все сложилось в профессии: отношения с детьми, родителями, с коллегами.

- Сейчас много говорят, что учителям стало сложно работать с современными детьми. Они другие? Да, дети другие. Но проблема не в этом – стали иными родители. Сейчас идет поколение 90-х, тех, чье детство пришлось на послеперестроечную ситуацию с развалом СССР, в стране были разброд, шатания, кризисные ситуации. Они сами потерянные, и дети у них непростые. Сейчас у меня первый класс, и я никогда в жизни так еще много не работала - направляю силы не столько на детей, сколько на родителей: и психологов подключила, и сама для них материал готовлю…

- Как методист Вы постоянно читаете лекции учителям. Им интересны современные программы? Они интересны, потому что предлагают совершенно новые методики и совсем другие технологии. Большая проблема стоит перед учителями – самим перестроиться и учить по-новому. Новые технологии выстроены под новое поколение детей. Они несколько по-другому воспринимают весь мир, и подача материала на уроке - чтобы заинтересовать и научить - должна быть тоже другой. Много времени приходится уделять тому, как повысить плотность урока, чтобы меньше задавать домой - родители сейчас меньше занимаются с детьми, чем раньше. Работаем и над тем, чтобы сохранить познавательный интерес, который у детей, в принципе, теряется очень быстро. Новые технологии облегчают работу учителя и возникли они не просто так – по требованию времени. Нельзя же работать, как 20 лет назад. Целая революция прошла в технике: мы о компьютере и не знали, а теперь день начинается и заканчивается у компьютера. То же перемены и в методиках.

- Методическая работа, наверное, дает Вам понимание образовательной среды в Ижевске? Она вообще дает многое. Без нее я, может быть, не имела бы тех регалий, которые имею. Благодаря методической работе, ты прежде всего работаешь над собой – это самообразование. Если я сейчас готовлюсь к двум открытым урокам, то специально взяла самые трудные темы по математике и чтению, чтобы самой еще над этим поработать. Хотя я могла дать темы, которые мне попали по планированию. Я всегда говорю учителям: каждый открытый урок – это не только стресс, это ступенька вашего роста. Одной моей коллеге для своего открытого урока пришлось больше пользоваться интерактивной доской, в итоге она научилась делать ряд презентаций, которые прежде не умела. Это шаг вперед.

- Наблюдая за учительством, которое приходит к Вам учиться, Вы можете назвать его главные проблемы? Одна из них в том, что учителя очень редко учатся. По закону положено раз в 5 лет, что они и делают. Но я, например, училась несколько раз в году, причем на хороших курсах. У других, к сожалению, нет такой возможности. Но учитель сейчас должен учиться практически еженедельно. Чувствуется на семинарах, что они многих вещей просто не понимают. Это обидно: я говорю о вещах очевидных - их это удивляет, хотя можно и в интернете материал найти, книги почитать. Видимо, не хватает времени и сил. Сложно вынести сегодняшнюю школьную жизнь материально и морально. Каждый живет на своем уровне в профессии. Все разные точно так же, как дети: у нас в классах нет одних отличников.

- Интересно воспринимать учителей как детей? Я с ними работаю уже 10 лет, еще студентам читаю лекции и могу сравнивать все возраста – они абсолютно одинаковы в учебе. Учителя точно также тебя не слышат, пропускают мимо что-то, также делают ошибки и боятся отвечать…

- Боятся учителя новых стандартов? Не могу сказать за всех - я точно не боюсь. Они соответствуют технологиям развивающего обучения. Кто по ним работал, те проблем не испытают.

- Вы бы стали агитировать молодежь за вашу профессию? Эта не та профессия, где поможет агитация. Надо чувствовать: если есть желание работать с детьми, нужно идти в школу. Если нет, тогда лучше не идти. Есть в образовании учителя-урокодатели, которых хочется попросить уйти из школы.

- Как Вы восстанавливаетесь после школьных перегрузок? Учительская работа продолжается и дома. Каждый вечер я скачивают из интернета очередную порцию интересного материалы для уроков. Не нужно теперь детям объяснять, к примеру, что такое слово «сопка» (оно есть в букваре). Я им нахожу 5-6 вариантов сопок и показываю картинки. При такой работе активный словарь детей становится намного богаче. А что касается отдыха, то откроешь вечером в компьютере фотографии детей – становится хорошо. Да, я говорю о фото учеников. Посмотрю, какие замечательные кадры, как много всего хорошего мы сделали, и становится легче.


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

Раздел "Фотоальбом": научно-практическая конференция в "Ува-Туклинской СОШ"