Школе нужна "смысловая реформа"

Я по-прежнему убеждён: культура является основой для развития человеческого потенциала. Культура – это среда, которая превращает животное в человека. Она создаёт смыслы и мотивации. Но кто будет доставлять смыслы? Пермский край входит в «золотую дюжину» регионов по количеству победителей в различных конкурсах и олимпиадах российского уровня. Но ни один (!) из победителей не остался в Перми для продолжения образования. Скорее всего, многие уедут и из страны. Мы продолжаем терять будущее. Мы видим гигантскую пропасть между ключевыми положениями культурной политики и участниками «культурного проекта». Прежде всего – образовательными учреждениями. Ведь если культура является создателем смыслов, то их проводником к человеку является образование.

Общим местом стали рассуждения педагогов, вузовских работников и просто заинтересованных наблюдателей о том, что у современного молодого поколения отсутствует мотивация к получению новых знаний. Молодые люди не видят «кайфа» в самом процессе получения новой информации, новых знаний и их анализа. Их мышление дискретно; молодые люди часто просто не способны связывать слова для передачи мыслей, анализируя тем самым собственный опыт, что на фоне гормонального всплеска превращает юного человека в бесформенную руину. Их саморазвитие останавливается на уровне SMS и клипов. Юным пользователям интернета его возможности интересны преимущественно для развлечения. Отсутствует культура самообразования, навыки аналитики. В итоге они просто не знают, как устроена жизнь, да и не хотят этого знать. Это констатируют многие. Но винить самих молодых людей в этом трудно. Как мотивировать человека, если к этому его не ведут в семье, в школе, в вузе, в жизни? Никакой культурный проект не будет работать до тех пор, пока не подвергнется глубоким изменениям наша система образования, с советских времён остающейся казарменной. «Моды на мозги» в казарме не существует.

Имеющиеся попытки внедрить в эту школу идеи «болонского процесса» явили нам один из худших примеров «фрагментарного заимствования». Не создав свободного образовательного пространства, в котором учащийся сам выбирает вектор движения с помощью тьюторов, в наши школы ввели лишь один инструмент – ЕГЭ, который в «болонском» варианте является естественным элементом целой системы. Мы попытались поставить колёса от «Феррари» на ржавую «копейку», и вот уже много лет удивляемся: почему же она не мчится как птица? ЕГЭ потому и вызывает столько споров и скандалов, что он чужероден в образовательной системе, основанной на муштре и «обязаловке». Спросите любого педагога, что для него главный результат работы? «Показатели ЕГЭ», – ответит он. Так чего же мы хотим от молодых людей, если они провели годы в условиях «натаскивания», а не в условиях мотивации к свободному поиску в огромном поле знаний?

В основе создания таких мотиваций лежит культура. Начиная от Библии, которая на протяжении тысяч лет мотивировала миллионы людей: «не убей», «не укради». Только культура в конкретных воплощениях человеческой памяти и действий может показать, что такое война и мир, государство и гражданин, семья и брак, созидательный труд, творчество и самопознание. К нашему счастью, общество и человека нельзя описать только экономическими законами, и потребление – не главный мотив человеческого поведения. Главным же был и остаётся сознательный, а значит свободный выбор своего пути в жизни, гармонизация отношений между собой и этим миром. Овладение навыками и знаниями – это лишь одно из необходимых условий. До тех пор, пока культура того или иного социума существует «вне» среды развития личности, реальная жизнь будет выпадать из процесса обучения молодых людей. Их так и будут учить управлять экономикой, бизнесом, предприятием, учреждением, но не взаимодействовать с людьми и управлять людьми – такими же, как и они сами. Сегодня есть множество свидетельств того, что образование остаётся для культуры чужой территорией, на которой «свою картошку» выращивают тысячи униженных и озлобленных нищетой людей – прежде всего, женщин. Попытку проникновения в этот «огород» они воспринимают как покушение на воровство картошки, и это – главный тормоз развития. За редким исключением, вся эта армия сегодня занята тем, что «натаскивает» школьников на ЕГЭ. Это значит, что если мы говорим о «реформе школы», мы должны говорить о необходимости её смысловой реформы. Это может называться «гуманной, креативной педагогикой», «становлением идентичности» и т. п. Главное, что в этой педагогике культура должна стать основой образовательного процесса воспитания мотивированного и морального гражданина, а не потребителя гламура. Вот почему вместе с повышением зарплат и «совершенствованием» ЕГЭ необходимо выращивать поколение новых учителей, которые будут обучать детей, прежде всего, умению быть человеком. Обучить профессии важно, но это не главное. Человек, не знающий жизни, легко попадёт в ловушки, расставленные дельцами от бизнеса и политики.

К счастью, пониманием этой проблемы сегодня обладают многие люди, непосредственно связанные с образовательными институтами. Сегодня мы наблюдаем, как пермский «пед» превращается из вуза для провинциальных лузеров в гуманитарный исследовательский университет. В сентябре 2012 года здесь открывается магистратура, дающая старт новому поколению учителей – тьюторов, то есть педагогов, разрабатывающих индивидуальные образовательные траектории в свободном пространстве знаний. Эти педагоги будут создавать такие траектории, используя практики, модели и образцы, созданные в культуре – театре, кино, музее. Сейчас по заказу Пермского минкульта разрабатывается концепция художественного образования. Проект ещё не готов. Самое время учесть ошибки в реализации культурного проекта, добавив туда понимание образования как обучения навыкам и знаниям «человеческого» в человеке. В настоящий момент социализация населения, социальная коррекция и инженерия не являются прямыми функциями ни одного из министерств и ведомств. Поэтому первым шагом следует создать совет по развитию качества человеческого капитала при губернаторе Пермского края. В дальнейшем – создать Министерство культуры и образования Пермского края взамен двух существующих. Статья опубликована на сайте Полит.ру


КПК
декабрь 2017

1 (пт) - 3 (вс) IV Межрегиональный педагогический марафон "Твои возможности", ДОЛ "Дружба"

 1 (пт) - 3 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 15

7 (чт) - 9 (сб) КПК для логопедов, учителей нач. классов: "Требования к содержанию, условиям и результатам логопедической работы по профилактике и исправлению нарушений письма в условиях реализации ФГОС общего образования (дисграфия и дислексия)", Чайковский

8 (пт ) - 10 (вс) КПП по направлению "Менеджмент в образовании", п. Ува

11 (пн), 12 (вт), 16 (сб) 17 (вс) КПП по направлению "Дефектология" (сурдопедагогика), Ижевск, школа № 88

15 (пт), 16 (сб) для пед работников: "Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС", г. Чайковский

Новое на сайте

Раздел "Фотоальбом": научно-практическая конференция в "Ува-Туклинской СОШ"